Где взять данные для статотчета

preview

Предприниматели предлагают автоматизировать сбор статданных. По их мнению, информационные системы могли бы справиться с решением этой задачи гораздо эффективнее и без участия человека. Решение – за регулятором.

Своим мнением по этому поводу с buxgalter.uz поделился руководитель субъекта малого бизнеса Алишер К.:


– «Мы сдаем ежегодный статотчет малого предприятия за 2020 год по форме 1-kb shakli. Колоссальный труд! И первый вопрос заполняемой формы, который требует указать время, затраченное на заполнение, простите за резкость, выглядит издевательским.

Дело в том, что предложенная форма отчета – это почти 20 листов таблиц с многочисленными вопросами к заполнению. Чтобы правильно ответить на них, нужно внимательно прочесть и вникнуть в рекомендации по заполнению формы. А это – еще 10 страниц текста шрифтом 7,5 кегля. Причем в этих рекомендациях много отсылок к НПА. После того, как разберешься, что спрашивают, нужно поднять первичную документацию и подсчитать запрашиваемые значения.

Нам с бухгалтером, чтобы выполнить эту задачу, одного рабочего дня не хватило. Минимум, два дня нужно в лучшем случае. Срок сдачи – не позднее 26 февраля. И отчитываться по статистике приходится в то время, когда нужно сдавать массу других текущих и годовых налоговых и прочих отчетов.

Заполнение статотчетности требует высокой концентрации внимания. Достичь этого сложно: постоянно звонят партнеры, нужно решать текущие организационные вопросы. И привлекать дополнительные силы не можем, это приведет к дополнительным затратам, увеличению расходов и цен, и, следовательно, снижению конкурентоспособности.

На мой взгляд, у Государственного комитета по статистике и государства в целом уже есть достаточно технических ресурсов, чтобы при сборе статданных переключиться с предпринимателей на информационные системы министерств, ведомств и прочих уполномоченных организаций, уже располагающих всей необходимой информацией.

Субъект предпринимательства, заполняя формы статистической отчетности, вводит в программу Госкомстата данные по своему предприятию, которые впоследствии обобщаются. В разрезе отдельно взятого предприятия эти данные могут интересовать только руководителя организации для принятия решения. И то на практике они никогда не бывают востребованы в полном объеме одномоментно. Потребность в конкретных цифрах появляется по мере решения конкретных задач.

Хочу обратить внимание, что в формы статотчетности мы в основном вводим информацию, которая уже есть в информационных системах министерств и ведомств. Я не могу привести пример той сферы деятельности предпринимателя, которая бы сегодня не отражалась в информационных системах уполномоченных государственных органов. Заполняя статотчетность, мы не открываем ничего нового и тайного. Налоговую и финансовую отчетность сдаем в электронном виде. Более детальная информация по поступлениям есть в системах ЭСФ и онлайн-ККМ. В ЕНСТ отражаются все вопросы кадровой политики предприятия, для турфирм подробная информация о принимаемых гостях – в системе e-mexnat и т.д.

Т.е., по сути, при заполнении статотчетности перед предпринимателем стоит задача – взять данные из информационных систем и перенести ее в электронную форму статотчетности. Зачем бухгалтеру дважды вводить в информационные системы одну и ту же информацию? Не пора ли полностью автоматизировать этот процесс, исключив из него предпринимателя?
К сожалению, сегодня потенциал ведомственных информационных систем с их массивами информации используется далеко не в полной мере.

Я понимаю, что реализация этого масштабного проекта – задача не одного дня. Придется решить множество проблем совместимости ведомственных информационных систем, возможно – пересмотреть требования НПА и устоявшихся форм первичной документации. Но в этом направлении нам пора постепенно и поэтапно уже начинать двигаться. Госкомстат должен обращаться к предпринимателю только за той информацией, которой действительно по объективным причинам не может быть в ведомственных информационных системах.

Предприниматель и его сотрудники должны сосредоточиться на бизнесе, его развитии, сокращении издержек, повышении конкурентоспособности продукции и услуг. Чтобы они решали эти задачи качественно, нужно избавить их от всего, что вполне по силам информационным технологиям».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ