Как вести бухучет подрядчику

11.03.2022
author avatar

Иброгим АХМАДХОНОВ

эксперт по МСФО
author avatar

Ирина АХМЕТОВА

эксперт «Нормы»

В рекомендации:

– учет затрат на:
        материалы;
        оплату труда;
        эксплуатацию машин и механизмов;
        временные (нетитульные) сооружения;
        спецодежду;
– учет субподрядных работ;
– формирование себестоимости строительства;
– учет доходов от реализации выполненных работ;
– оформление счета-фактуры и справки-счета-фактуры;
– учет услуг генподряда.

 

Как учитывать затраты

Затраты, включаемые в себестоимость, группируются по следующим элементам :

  • производственные материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда производственного характера;
  • отчисления на соцстрах, относящиеся к производству;
  • амортизация основных средств и нематериальных активов производственного назначения;
  • прочие затраты производственного характера. 

Фактическую производственную себестоимость строительных работ формируйте в разрезе объектов по дебету счета 2010 «Основное производство» с кредита счетов учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, отчислений на соцстрах и других.

Затраты на материалы

По общему правилу материалами и оборудованием строительство обеспечивает подрядчик. Однако договор подряда может предусматривать, что за материальное обеспечение строительства полностью или частично отвечает заказчик.

Заказчик может предоставить вам материалы как с передачей права собственности на них, так и без передачи права (на давальческой основе).

Заказчик предоставляет материалы без передачи права собственности

Если заказчик сохраняет право собственности на передаваемые материалы, учтите их на забалансовом счете аналогично давальческому сырью, принятому в переработку. Первичными документами в этом случае являются акт приема-передачи или накладная.

Использование этих материалов отразите в специальном отчете.

Если вы плательщик НДС, рассчитайте НДС исходя из стоимости работ за минусом стоимости материалов заказчика  по формуле:

НДС = (Ср – Мз) х 15 %,

где:
Ср – стоимость работ, включая материалы заказчика;
Мз – стоимость материалов заказчика.

 

Пример
Учет материалов, переданных заказчиком на давальческой основе
Согласно договору подряда заказчик частично обеспечивает строительство материалами.
Стоимость предоставленных им материалов составила 10 000 тыс. сум.
Подрядчик – плательщик НДС выполнил работы на 75 000 тыс. сум. без учета НДС, в том числе использовал материалы заказчика на 8 000 тыс. сум. Неиспользованные материалы подрядчик вернул заказчику.
В бухучете выполненные работы с использованием материалов заказчика подрядчик отражает следующим образом:
 

Содержание
хозяйственной операции

Сумма,
тыс. сум.

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Оприходованы материалы, полученные от заказчика

10 000

003

 

Отражен доход от реализации выполненных работ без учета стоимости материалов заказчика
(75 000 – 8 000)

67 000

4010

lock

Чтобы читать дальше, подпишитесь на Buxgalter Pro