Как избежать проблем с сертификатом налогового резидентства

preview

Если вы заключаете внешнеэкономическую сделку, сертификат налогового резидентства позволит на законных основаниях не выполнять роль налогового агента.

По вашей просьбе инопартнер предоставил вам электронную копию бумажного документа. Достаточно ли ее для налоговой инспекции или нужен оригинал? На этот вопрос по просьбе buxgalter.uz ответила директор организации налоговых консультантов «Assistance In Tax» Радмила КАРИМОВА:


– Применение иностранной компанией налоговых привилегий, предусмотренных международными договорами Узбекистана, возможно только в случае, если она предоставила документ, подтверждающий ее постоянное местонахождение (т.е. является налоговым резидентом). Это, так называемый, сертификат/справка налогового резидентства.

Необходимость подтверждать резидентство плательщика в иностранном государстве вытекает из статьи международных соглашений об избежании двойного налогообложения – «Лица, к которым применяется соглашение». На применение положений такого соглашения могут претендовать только резиденты двух договаривающихся государств. Это требование также установлено ч. 2 статьи 6 НК.

Сертификат резидентства может быть представлен в одном из следующих видов :

1) оригинал, заверенный компетентным (как правило, налоговым) органом иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Представление такого документа производится с его консульской легализацией или с проставлением апостиля в порядке, установленном законодательством. И консульская легализация, и апостилирование осуществляются в целях определения подлинности документа;

2) нотариально засвидетельствованная копия оригинала документа, соответствующего требованиям предыдущего пункта (т.е. если оригинал имеет консульскую легализацию или на нем проставлен апостиль). Нотариус заверяет копию на основании оригинала документа;

3) бумажная копия электронного документа, подтверждающего налоговое резидентство, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства.

Таким образом, НК предусматривает возможность использования:

  • бумажного документа в оригинале – с консульской легализацией,  проставлением апостиля или в нотариально заверенной копии;
  • электронного документа, размещенного на интернет-ресурсе компетентного органа иностранного государства. 

Если сертификат резидентства без QR-кода - более подробно можно прочитать в статье на нашем сайте

Разберем это на примерах.

1. Российская компания представила бумажную копию электронного документа в следующем виде:

Чтобы проверить подлинность представленного документа, нужно зайти по ссылке, указанной в документе: https://service.nalog.ru/nrez/check.html.

При входе высвечивается следующее окно:

При введении соответствующего проверочного кода, указанного в сертификате резидентства, и нажатии на команду «получить сертификат», открывается в формате PDF электронная копия данного документа.

Кроме того, войдя по ссылке https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/inttax/clist/ на сайт налоговой службы Российской федерации можно ознакомиться с актуальным перечнем образцов подписей должностных лиц, уполномоченных подписывать документы, подтверждающие статус налогового резидента РФ.


2. Грузинская компания предоставила бумажную копию сертификата резидентства:

Проверить документ, подтверждающий статус налогового резидента Грузии, можно при помощи электронного сервиса налоговой службы https://www.rs.ge/en/6177. При вводе идентификационного номера (ID) и штрих-кода (BARCODE), указанных в верхнем правом углу сертификата, электронная копия подлинного сертификата открывается в новом окне.


3. Местные налоговые органы Чешской Республики могут выдавать сертификат налогового резидентства не только на бумажном носителе, но и в электронной форме с электронной подписью.

Чешская компания предоставила оригинал сертификата резидентства с проставлением апостиля:

Почта Чехии конвертирует такой документ с бумажного носителя в электронную форму.

Интернет-сервис www.czechpoint.cz/overovacidolozky согласно разъяснениям налоговой службы предназначен для проверки подлинности электронной подписи. Проверка осуществляется путем введения в пустое поле номера, указанного под штрих-кодом в прилагаемом к сертификату документе, и нажатия на кнопку «Ověřit» («Проверить»).

Если документ есть в базе, выдается сообщение: «Dokument vznikl provedením konverze dokumentů podle zákona č. 300/2008 Sb., o elektronických úkonech a autorizované konverzi dokumentů, v platném znění» (документ был создан путем преобразования документов в соответствии с Законом №300/2008 Coll. об электронных актах и ​​санкционированном преобразовании документов, с поправками). При нажатии на кнопку «Zobrazit oveřovací doložku» («Показать результаты проверки») сертификат появляется на экране в электронном виде. Его текст должен совпадать с текстом документа на бумажном носителе.

Если сертификат не подлинный, при введении номера штрих-кода и нажатии на кнопку «Ověřit» появляется сообщение: «Dokument nevznikl provedením konverze dokumentů podle zákona č. 300/2008 Sb., o elektronických úkonech a autorizované konverzi dokumentů, v platném znění» (документ не создан путем преобразования документов в соответствии с Законом №300/2008 Coll. об электронных актах и ​​санкционированном преобразовании документов, с поправками). В этом случае принять сертификат для целей применения налогового соглашения с Чешской Республикой нельзя.


4. На сайте Налогового агентства Королевства Испании (в английской версии) нужно пройти в раздел Document check using the secure verification code (CSV) – Document check using the secure verification code и в поле «Datos * Código Seguro de Verificación» ввести контрольный код, указанный на сертификате резидентства.

В случае подлинности документа на экране отобразится электронная версия справки налогового резидентства, зарегистрированная и хранящаяся в базах данных налоговых органов.


5. Для проверки подлинности электронного сертификата резидентства, выданного налоговыми органами Республики Беларусь, нужно зайти по ссылке: http://www.portal.nalog.gov.by/web/nalog/cerverif

Затем внести код проверки безопасности, содержащийся в предоставленном нерезидентом документе, в соответствующее окно.
Нажав отметку «Я не робот», нужно подтвердить выданный набор цифр в подтверждении действий.

Не все иностранные налоговые службы разрешают доступ к своему ресурсу в целях проверки подлинности сертификата резидентства. В частности, в Казахстане доступ к данной услуге доступен только самому заявителю – резиденту. При этом казахстанские налоговые органы предоставляют сертификат в оригинале – на бумажном носителе.

Если контрагент представил «просроченный» сертификат резидентства, мы подробно рассказали в отдельной статье на сайте

В некоторых странах услуга проверки подлинности документа вообще не предусмотрена. Это относится к Великобритании, Израилю, Италии, Китаю, Франции.

Внимание
Если сертификат резидентства представлен в электронной форме, но его нельзя проверить на сайте выдавшего госоргана, он может быть не признан налоговыми органами. В этом случае надо будет заплатить налог в бюджет.

Таким образом, не все страны предоставляют возможность онлайн проверки резидентства иностранного поставщика. Но, несомненно, их перечень со временем будет расширяться.

Внимание
11, 14 и 18 сентября текущего года Радмила КАРИМОВА проведет онлайн-курс «Как облагать налогами доходы иностранцев в 2020 году». Если у вас есть вопросы по этой теме, можете прислать их на адрес: webinar@cpr.uz. Ответ вы получите во время занятий.

ВЭД ВЭД ВЭД /ru/publish/doc/text162032_elektronnyy_sertifikat_nalogovogo_rezidentstva_kak_izbejat_problem