Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как правильно в чеке онлайн-ККМ сделать запись о проданных товарах
ГНК направил производителям онлайн-ККМ и ЦОТУ письмо, в котором обратил внимание на необходимость отражать в чеках онлайн-ККМ наименования товаров/услуг, коды ИКПУ и идентификационные номера продукции (штрих-коды). Однако соблюдение этих требований во многом зависит от понимания и подготовленности специалистов субъектов предпринимательства, работающих с онлайн-ККТ.
Buxgalter.uz подскажет, как соответствовать всем требованиям с наименьшими усилиями и без нареканий со стороны регулятора:
Требование указывать наименование товаров в чеках ККМ предъявлялось к продавцам еще во времена ККТ с фискальной памятью . Однако до сих пор встречаются чеки, в которых вместо записей, позволяющих идентифицировать конкретный товар, указано общее обозначение товарной группы – «бытовая техника», «продукты питания в ассортименте» и т.п. Предприниматели объясняют это большим количеством товаров в ассортименте, отсутствием времени, свободных людских ресурсов либо навыков работы с ККТ, чтобы расписывать в чеках все товарные позиции, как этого требует законодательство.
Обязательные реквизиты чеков онлайн-ККТ установлены п. 5 № УП-5813 от 06.09.2019 г. и п. 7 Положения о порядке применения системы онлайн-ККМ и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением. Изначально в нем значился реквизит «наименование товара/услуги». С принятием ПКМ №249 от 28.04.2021 г. этот перечень был расширен, обязательным реквизитом чека онлайн-ККТ стали коды ИКПУ и идентификационные номера товаров/услуг (штрих коды GS1), коды цифровой маркировки товаров.
С внедрением новых требований учет товаров становится строже и прозрачнее. В чеках уже не получается писать товарную группу, нужно прописывать каждый товар. Например: «молоко Lactel, 1 л, тетра пак», «сливочное масло Valio 82%, 500 г.». Кроме названия по каждому товару нужно указывать ИКПУ и идентификационный номер (штрих-код).
Чтобы ускорить формирование чеков и избежать ошибок, при подготовке онлайн-ККТ к работе введите в нее данные по всем товарам ассортимента. Как правило, ввод этой информации в онлайн-ККТ не входит в перечень услуг ЦОТУ. У вас есть два выхода из этой ситуации:
1) договариваться со специалистами и, естественно, дополнительно платить им за это. Причем, – регулярно, так как:
- ассортимент пополняется новыми товарами;
- меняются коды ИКПУ.
И все это требует постоянного обновления информации, введенной в онлайн-ККТ;
2) подготовить для себя специалиста, который сможет выполнять эту задачу по мере необходимости. В подготовке такого специалиста ЦОТУ отказать не могут, поскольку обучение работе с онлайн-ККТ – их прямая обязанность.
Что понадобится
И в первом случае (когда перечень товаров формирует сотрудник ЦОТУ), и во втором (когда сотрудник ЦОТУ обучает вашего специалиста формировать такой перечень), подготовьте список по вашему ассортименту товаров. Он включает в себя:
1) название товара (сформулируйте так, чтобы товар можно было идентифицировать среди других);
2) ИКПУ – определяется на сайте tasnif.soliq.uz;
3) идентификационный номер товара (услуги) (штрих-код). Речь идет о штрих-кодах системы GS1. Это может быть штрих-код производителя или присвоенный самой торговой точкой (товары на развес);
4) отметка о том, подлежит ли товар обязательной цифровой маркировке;
5) ставка НДС;
6) цена товара (для фиксированных цен);
7) информация о скидке на товар;
8) информация о действующих программах лояльности и их правилах.
После того, как вся информация о товарах будет введена в онлайн-ККТ, кассиру при продаже останется только считать штрих-код с упаковки при помощи специального сканера.
Если сканера нет или он по каким-то причинам не срабатывает на конкретном товаре, есть возможность выбирать товары из списка при помощи клавиатуры онлайн-ККТ. А онлайн-ККТ автоматически подтянет нужную для отражения в чеке и расчетах информацию:
- наименование товара;
- ИКПУ;
- идентификационный код товара (штрих-код);
- сведения о цифровой маркировке;
- ставка НДС;
- цена товара (если установлена фиксированная цена);
- скидки (если есть).
Олег ГАЕВОЙ,
эксперт «Нормы»