Полезное для бухгалтера в ноябре:
Что изменится с принятием нового постановления по МСФО
27 июля на regulation.gov.uz завершается обсуждение проекта постановления Президента ID-101485. Документ определяет направления развития бухгалтерского учета и МСФО в республике на ближайшие годы.
Кого и каким образом затрагивает этот НПА, а также какие противоречия в нем выявились на этапе обсуждения, по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант, директор Организации налоговых консультантов «ICONSULTANT» Иродахон АББОСХОНОВА:
Внимание
Чтобы на пропустить важное разъяснение специалиста, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Кто должен работать в соответствии с МСФО
– Основное новшество обсуждаемого НПА – это изменения в №ПП-4611 – о дополнительных мерах по переходу на МСФО.
В пояснительной записке к проекту разработчики отметили, что не все 2 632 хозсубъекта, которые должны перейти на МСФО, имеют достаточные для этого финансовые возможности. Поэтому планируется внести изменения в №ПП-4611, согласно которым:
1) требование о наличии трех специалистов по МСФО откладывается до начала 2027 года, до этого времени компаниям, которых эта норма касается, достаточно иметь хотя бы одного такого специалиста. Думаю, это предложение совершенно обосновано;
2) требование вести учет по МСФО предлагается распространить на коммерческие банки, страховые организации и крупных налогоплательщиков, ведущих бухгалтерский учет и составляющих финотчетность по МСФО, у которых балансовая стоимость активов по итогам отчетного года превышает 200 тыс. БРВ, годовой доход от реализации товаров и услуг за последние два последовательных года превышает 500 тыс. БРВ, а среднегодовая численность работников превышает 250 человек. Перечисленные субъекты предпринимательства должны полностью завершить процесс внедрения МСФО до 31 декабря 2025 года.
Если это предложение будет утверждено, число крупных налогоплательщиков, на которых распространяется требование о ведении учета по МСФО, уменьшится.
Вместе с тем в документе есть противоречие. В прил. №1 к проекту к категории организаций, представляющих общественный интерес, отнесены субъекты предпринимательства, у которых по итогам отчетного года балансовая стоимость активов превышает 200 тыс. БРВ, годовой доход от реализации товаров и услуг за последние два последовательных года превышает 500 тыс. БРВ, а среднегодовая численность работников превышает 250 человек.
В прил. №1 не указано место налогового администрирования данной категории налогоплательщиков. Однако далее из текста проекта следует, что речь идет о субъектах, состоящих на учете в МРИ.
Поскольку на практике предприятие может соответствовать данным критериям, не состоя при этом на учете в МРИ, целесообразно устранить данное разночтение и определиться с тем, что разработчики проекта имели в виду.
Как изменится периодичность сдачи финансовой отчетности
Изменения планируется внести еще в один документ – №ПП-419 – о мерах по оптимизации процедур представления отчетов и хранения архивных документов. Для крупных налогоплательщиков хотят вернуть норму, в соответствии с которой они освобождались от сдачи квартальной финансовой отчетности.
Эта инициатива явно демонстрирует нестабильность национального законодательства. К тому же я не вполне согласна с обоснованиями:
- на поступление налогов в бюджет данные квартальной финотчетности влияния не оказывают, основным документом для поступлений налогов в бюджет служат данные налоговой отчетности;
- прогнозирование доходов осуществляется на основании макроэкономических показателей и данных налоговой отчетности.
Да, в США, Канаде и Южной Корее, как отмечено в пояснительной записке, существует требование о представлении квартальной отчетности. Но оно применяется, в основном, к публичным компаниям, чьи акции торгуются на фондовой бирже, а не ко всем предприятиям или крупным налогоплательщикам.
Что ждет сферу подготовки кадров для работы по МСФО
Проект документа предлагает возмещать расходы на обучение и сертификацию для лиц до 35 лет.
В целом, это – хорошая инициатива, однако стоит рассмотреть возможность охвата ею не только начинающих, но и опытных специалистов, которые могут быть старше 35 лет.
На мой взгляд, с одной стороны подчеркивать нехватку кадров высокой квалификации, с другой стороны – ограничивать этот ресурс 35-летними, – это не вполне последовательное решение. Для эффективного решения проблемы нужно учитывать потребности и возможности специалистов всех возрастов. Это поможет обеспечить более широкий охват и эффективное внедрение МСФО в стране.
Для проверки качества отчетов, составленных на основе МСФО, создадут специальное подразделение
Предлагается до 1 ноября 2024 года в рамках действующего штатного расписания Налогового комитета создать спецотделы. Укомплектовать их сотрудниками, у которых есть достаточные знания и навыки для мониторинга и оценки качества финансовых отчетов, составленных на основе МСФО, – при их приеме и публикации.
Этот пункт вызывает большие сомнения и выходит за рамки полномочий налоговых служб, т.к. их основная функция – фокусироваться на сборе налогов и обеспечении соблюдения налогового законодательства, а не на оценке качества финансовой отчетности.
Оценка качества финотчетности – это сложная и специализированная область, требующая глубоких знаний и опыта. И может возникнуть конфликт интересов, если одна и та же организация будет оценивать качество финансовой отчетности и собирать налоги на ее основе.
Появится база данных для хранения полного комплекта годовых финансовых ответов и аудиторских заключений
Налоговому комитету до 31 декабря 2026 года в Единой системе отчетности предложено сформировать и обеспечить постоянное ведение электронной базы данных, обеспечивающей сбор и хранение полного комплекта годовых финансовых отчетов, предоставляемых субъектами предпринимательства, в том числе – составленных по МСФО. А также – аудиторских заключений организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Полагаю, заинтересованным лицам (инвесторам, кредиторам) также будет удобно пользоваться одним источником информации для получения необходимых данных.
Что будет с методическим сопровождением
Налоговому комитету планируется поручить до 1 января 2025 года разработать и обеспечить бесплатное предоставление всем субъектам предпринимательства рекомендательного методического пособия по отражению в налоговом учете разниц, возникающих в результате применения различных стандартов бухгалтерского учета при расчете налога на прибыль среди субъектов предпринимательства.
Отличная норма! Во-первых, это будет первое методическое пособие (ранее такой практики не было). Во-вторых, это позволит устранить большинство налоговых споров и уменьшит риски налогоплательщиков.
Кроме того, Налоговому комитету совместно с Минсельхозом планируется поручить критическое изучение и анализ по существующим проблемам в:
- формировании трансфертных цен;
- расчете себестоимости,
- бухгалтерском учете,
- налоговом учете и отчетности,
- финансово-кредитном механизме в существующих и новых структурах аграрного сектора, включая систему агрокластеров.
Планируется, что в результате этой работы появятся предложения и рекомендации по составу затрат, бухгалтерскому учету и расчету себестоимости по отраслям аграрного сектора.
Также Налоговому комитету, но уже совместно с Минюстом предлагается разработать проекты положений по бухгалтерскому учету и отчетности для ННО, касающихся ведения отдельного бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, а также ее представления. Это должно поспособствовать обеспечению финансовой независимости, владению собственным имуществом и повышению прозрачности использования целевых средств, а также упростить ведение дополнительной предпринимательской деятельности.
Инициативы – хорошие. Относительно двух последних целесообразно установить сроки выполнения данных поручений.
Появится профессиональный праздник – День бухгалтеров и аудиторов
Если проект утвердят, новый праздник предлагается отмечать 9 декабря. Жаль только, что про налоговых консультантов в нем не упомянули.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ