Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Как избежать проблем при поломке онлайн-кассы
Перешли на онлайн-ККМ, но устройство сломалось. Как правильно поступить в такой ситуации, чтобы не останавливать торговлю и не нарушить учет?
По просьбе buxgalter.uz на вопрос ответил специалист ЦТО «Mарон» Рустам ЯКУБОВ:
Предприниматель должен быть готов
– «По правилам у предпринимателя должна быть книжка квитанций, зарегистрированная в ГНИ по месту регистрации субъекта предпринимательства . До того, как ЦТО установит вам резервную кассу, можно продолжать торговлю, выдавая покупателю вместо чека квитанцию.
Сами налоговики говорят, что такую книжку можно купить в «канцтоварах», но, по правде сказать, мне еще не приходилось видеть такие своими глазами или слышать, что кто-то смог их приобрести. Поэтому хотелось бы получить официальный ответ налоговых органов – где налажена реализация таких книжек.
На практике же отсутствие книжки не столь критично. Предприниматель обязан при обнаружении неисправности в онлайн-ККМ или виртуальной кассе сообщить об этом в центр технического обслуживания, с которым у него заключен договор на обслуживание . В течение часа после такого обращения сотрудник ЦТО уведомит о поломке налоговые органы и начнет принимать меры по временной замене и ремонту кассы.
Чем быстрее предприниматель обратится в ЦТО, тем быстрее будут устранены неисправности. Большинство проблем с онлайн-ККМ или виртуальной кассой решаются в течение 3-4 часов.
Если в торговой точке зарегистрировано несколько касс, ни книжки квитанций, ни приостановки торговли не потребуется, так как можно обойтись работающими кассами.
Всегда ли нужно ставить резервное устройство
В соответствии с требованиями ПКМ №943 от 23.11.2019 г. центры технического обслуживания имеют резервные онлайн-ККМ и виртуальные кассы. На время ремонта устройства они должны установить резервную кассу той же модели, что и вышедшая из строя. Реально такой резерв существует, однако на практике такая замена не всегда нужна. Все зависит от вида неисправности и модели онлайн-ККМ.
Если «сгорел» фискальный модуль, его замена и регистрация нового займет несколько часов.
Не требует много времени и ремонт кнопочных онлайн-ККМ. Их конструкция позволяет легко заменить вышедший из строя блок на новый. Комплектующие в наличие есть, так что такой ремонт тоже займет несколько часов.
В ситуации с виртуальными кассами потребуется переустановка программы. Главное, чтобы компьютер, на который она устанавливается, был исправен.
Сложнее с планшетными онлайн-ККМ. Их конструкция такова, что ремонт невозможен без участия производителя. Процедура может затянуться на неделю и более, поэтому в этом случае установки резервной онлайн-ККМ не избежать.
Как не ошибиться при учете
Фискальные модули виртуальных касс и онлайн-ККМ привязаны к ИНН субъекта предпринимательства, а информация о пробитых чеках доступна в персональных кабинетах налогоплательщика на my.soliq.uz – в разделе «Регистрация онлайн-ККМ». Так что все данные чеков, пробитых в торговой точке, вне зависимости от вида поломки устройства можно найти в персональном кабинете налогоплательщика.
Если вы реализовали товары, выдавая квитанции, нужно на основе каждой квитанции, после того как заработает отремонтированная или резервная касса, пробить чек онлайн-кассы.
И не забывайте, что выдача кассового чека (или – в случае поломки кассы – заменяющей его квитанции) – обязательна при реализации товаров и услуг в розницу – как за наличные, так и по терминалу».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ