Как подтвердить сбой системы ЭСФ?

preview

В случае технических неполадок в системе ЭСФ счет-фактура оформляется в бумажной форме. При этом технические неисправности должны быть официально подтверждены оператором системы ЭСФ. В дальнейшем такие счета-фактуры в течение 5 дней после устранения неисправностей должны быть внесены в систему ЭСФ – с датой, указанной в бумажной форме . Как работать с этой нормой, не нарушая требований Положения о формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема?

Buxgalter.uz разъясняет:

Задуматься на эту тему заставил сбой, произошедший 2–3 ноября, и его последствия в работе электронных налоговых сервисов ГНК. В том числе – в работе крупнейшего оператора ЭСФ – «Солик сервис».


Гульнара ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:

– «Для тех,  кто при оформлении ЭСФ руководствуется п.п. 5–7 и п. 59 Положения, в принципе, эта ситуация менее болезненна, поскольку есть время для маневра. Но даже им из нее нужно извлечь урок и в дальнейшем никогда не откладывать оформление ЭСФ на последний день.

Гораздо сильнее сбой бьет по налогоплательщикам, которые в соответствии с п. 4 Положения должны выписывать счет-фактуру на календарную дату отгрузки (передачи) товаров или оказания услуг. В период, когда оператор не работал из-за технических проблем, они должны были выставлять счета-фактуры на бумаге. И уже после того, как система ЭСФ заработает, – внести информацию о них в течение 5 дней.

На практике есть моменты, которые требуют большей ясности. В частности, – как технические неисправности должны официально подтверждаться оператором? Вариантов может быть много, но какой из них признает ГНК при проверке?

Ответ на этот вопрос должен быть прописан в Положении или, по крайней мере, по этому поводу должны быть даны официальные разъяснения ГНК.

И это – очень важный момент! В ситуации с серверами налогового органа налоговики говорят, что ничего не надо, так как они знают о произошедшем. Для подстраховки рекомендуют сделать и сохранить скриншот объявления из официальных ресурсов ГНК. А как быть, если сбой произойдет на оборудовании другой организации, от которой зависит работа системы ЭСФ, и не будет иметь столь глобальных последствий? Как подтвердить такой факт, если, например, это попросят сделать проверяющие?».


Нодир МУХАММАДОВ, ведущий специалист роуминг-оператора ЭДО НИЦ «Янги технологиялар»:

– «Что касается ситуации с серверами, роуминг-оператор после устранения всех неполадок сам инициировал работу с операторами ЭСФ по выявлению и исправлению последствий произошедшего. В частности, мы сейчас восстанавливаем «утерянные» при сбое счета-фактуры налогоплательщиков.

Если говорить в целом о применении нормы, то, как правило, все возникающие неисправности носят кратковременный и локальный характер. И в этих случаях система ЭСФ позволяет вообще не заморачиваться с оформлением ЭСФ на бумаге.

На случай возникновения технических неполадок налогоплательщик может воспользоваться услугами любого другого оператора ЭСФ. Их у нас на сегодняшний день 23, список и контакты доступны на официальном сайте ГНК. Подключиться к услугам другого оператора не представляет труда: договор – в виде оферты, оплата – перечислением. Все можно сделать дистанционно. После того, как поломки на оборудовании вашего оператора будут устранены, можете вернуться и продолжать пользоваться его услугами. 

При этом документы, которые вы успели создать, пользуясь услугами другого оператора, можно не переносить. Система автоматизированного заполнения отчета НДС и налога с оборота автоматически соберет все ваши счета-фактуры независимо от того, на сайте какого оператора они были сформированы».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

ЭДО ЭДО ЭДО /uz/publish/doc/text164485_kak_podtverdit_sboy_sistemy_esf1