Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Как сделать, чтобы коды ИКТУ помогали бухгалтеру (и не только)
Предприниматели все чаще говорят о том, что потенциал кодов ИКТУ (идентификационный код товаров и услуг), ЭСФ, онлайн-ККМ и других нововведений налогового и таможенного администрирования используется не в полной мере. Они могли бы стать инструментом, облегчающим работу бухгалтеров и многих других специалистов, которым нужна аналитика на базе информации, собираемой при помощи этих технологий. Buxgalter.uz полностью согласен с этим.
Столичный предприниматель, директор гостиницы Мурат Ш. по просьбе buxgalter.uz на собственном примере показал, как системы кодов ИКТУ, электронных счетов-фактур и онлайн-ККМ могли бы облегчить работу бухгалтеров гостиницы и сотрудников Госкомтуризма. Также он считает, что по аналогии эти системы можно применять в самых различных сферах – для решения других целевых задач по насыщению рынка востребованными товарами и услугами, поддержки предпринимательства. А высвобождаемые материальные и трудовые ресурсы можно было бы направить на реализацию других перспективных проектов:
– «Мы в соответствии с ПКМ №602 от 6 октября 2020 года получаем субсидии на оказание гостиничных услуг Фонда поддержки туризма при Госкомтуризма. Это – реальная поддержка государством нашего бизнеса в сложный период, обусловленный пандемией. Вместе с тем у нас есть предложения по совершенствованию некоторых механизмов.
К примеру, к заявлению на получение субсидии прилагаются копии счетов-фактур и документов, подтверждающих оплату клиентами услуг по размещению. В нашем случае это – сотни, тысячи документов... И это означает, что в документах, оформляемых при расчетах с клиентами, мы должны четко выделить ту часть оплаты, которая идет за услуги по размещению. Если принимали оплату перечислением, это нужно сделать в счетах-фактурах, если наличными или по пластиковым картам – в чеках онлайн-ККМ.
А при подаче заявки на получение субсидии мы должны из всей массы оформленных за месяц счетов-фактур и пробитых чеков – выделить именно те, в которых есть информация об оказанных услугах по размещению. Т.е. – отсортировать информацию об оказанных гостиничных услугах от данных по услугам, оказанным нашим рестораном, салоном красоты, сауной и другими подразделениями.
И на финишной прямой к заявлению приходится прикладывать электронные копии всех этих документов.
Для бухгалтера это – колоссальный объем дополнительной работы, с которой он не справляется в одиночку, мне приходится выделять ему в помощь дополнительных сотрудников.
После того, как мы подаем заявку, ответственный сотрудник Госкомтуризма внимательно проверяет каждый документ, сопоставляя нашу информацию с данными программы «Е-mexmon». Для комитета это тоже – огромный дополнительный объем работы, если учесть, что мы не одни обращаемся с такими заявками.
С одной стороны, все – правильно, с другой – весь этот немалый объем работы приходится делать вручную, притом что на дворе 21 век, век информационных технологий. Техническими средствами весь этот объем работы можно выполнить за считанные мгновения!
По-моему, сегодня можно запросто автоматизировать этот процесс, донастроив системы ИКТУ, ЭСФ и онлайн-ККМ:
1. Система кодов ИКПУ
Сегодня при оказании гостиничных услуг мы вынуждены выбирать в Классификаторе код 70706 (прочие профессиональные услуги). Ничего другого подходящего для нас там нет.
Мы предлагаем ввести специальный отдельный код для гостиничных услуг или, как их еще называют, услуг по размещению. По этому коду система ЭСФ, а в дальнейшем – и онлайн-ККМ смогут быстро отсортировать данные по гостиничным услугам в разрезе каждого субъекта предпринимательства.
2. ЭСФ
Нужно доработать функционал сайтов операторов ЭСФ, чтобы он позволял автоматически отсортировать счета-фактуры по коду ИКТУ для гостиничных услуг.
Функционал систем операторов электронных счетов-фактур и сегодня позволяет делать аналитику, но по другим критериям. Например, – по ИНН, дате и т.п. А нам нужна аналитика по коду ИКТУ.
3. Онлайн-ККМ
И в персональном кабинете налогоплательщиков, и непосредственно на онлайн-ККМ есть функционал, позволяющий получать аналитику по продажам. Нужно просто ввести функционал, позволяющий получать аналитику по коду ИКТУ или по наименованию услуги (товара). Предпочтительнее – по коду ИКТУ, он будет способствовать более четкой обработке информации.
4. Персональный кабинет налогоплательщика
Нужно предусмотреть функционал, позволяющий предпринимателю автоматически формировать и распечатывать аналитические справки по данным ЭСФ и онлайн-ККМ. Данные справки нужно снабдить QR-кодом или другим механизмом, позволяющим быстро подтверждать и проверять указанную информацию при помощи информационных систем.
В результате и у предпринимателя, и в Госкомтуризма отпадет необходимость обрабатывать сотни и тысячи счетов-фактур и чеков онлайн-ККМ. Предпринимателю будет достаточно распечатать две справки: одну – по счетам-фактурам, другую – по онлайн-ККМ. Или вообще – одну обобщенную. А Госкомтуризма сможет проверить достоверность данных при помощи QR-кода. Представляете, какая экономия ресурсов! Надеюсь, мы будем услышаны».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ