Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Как решить сложные задачи в Расчете по НДС
Налогоплательщики отчитались по НДС за май: это был первый опыт сдачи Расчета с применением новой формы по налогу. О самых сложных моментах и о том, как их преодолеть, по просьбе buxgalter.uz рассказала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:
Новые ошибки при оформлении счетов-фактур
Многие ошибки связаны с введением новых видов счетов-фактур и необходимостью отражать в ЭСФ льготы. Чтобы их исправить, придется выставлять исправленный ЭСФ. Как это сделать по всем правилам, читайте тут.
Чтобы избежать ненужной работы, с самого начала проверьте и правильно настройте отражение льгот по НДС в счетах-фактурах. Подробная инструкция – тут.
Формируя односторонний ЭСФ, правильно выбирайте его вид: «реализация ниже рыночной стоимости», «реализация ниже таможенной стоимости», «экспорт услуг (за территорией РУз)», «экспорт услуг (на территории РУз), «на физлицо», «на импорт», «реализация, связанная с госсекретом», «финансовые услуги». Случайный выбор неверного типа ЭСФ приводит к ошибкам в расчетах налогов.
Две проблемы онлайн-ККМ
1. Начиная с апреля 2021 года данные онлайн-ККМ автоматически отражаются в расчетах по налогам. Однако, как оказалось, в расчеты не садится «автоматом» информация о товарах, не облагаемых НДС , проданных через онлайн-ККМ или виртуальную кассу.
Думаю, в обозримом будущем система будет отлажена и в этой части. А пока, чтобы решить эту проблему, отключите функцию автоотражения данных онлайн-ККМ (виртуальной кассы) в налоговом расчете. Для этого снимите галочку перед строкой «Отразить в налоговых отчетах данные чека?» (меню «Отчет по поступлениям» электронной услуги персонального кабинета налогоплательщика «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах»).
А далее возможны два варианта:
1) выставьте односторонний обобщенный ЭСФ по данным онлайн-ККТ за отчетный период. Он формируется по правилам, установленным п. 59 Положения о формах счетов-фактур и порядке их заполнения, представления и приема. При его формировании перенесите обобщенные данные за отчетный период из контрольно-кассовой книги. Этот способ вызывает меньше всего нареканий;
2) либо – заполните строку 01082 «Необлагаемые, не указанные в строке 01021: (стр. 010821 + стр. 010822)» приложения №1 к Расчету по НДС. В этом случае мы получаем нужный результат, однако данный способ не позволяет показать примененную льготу.
2. Ни в системе онлайн-ККМ, ни в расчетах не отражаются данные по онлайн-ККМ (виртуальной кассе) за периоды, когда ГНК проводил профилактические работы.
В этом случае нужно звонить в свой ЦОТУ и по телефону 1198 в ГНК, чтобы они устранили технические недочеты и все суммы в информационных системах по продажам через онлайн-ККМ (виртуальные кассы) отражались правильно.
Как заполняется строка 100 приложения №3 к Расчету
В этой строке отражается сумма НДС, не принятая к зачету в связи с недопоступлением валютной выручки в полном объеме в предыдущем календарном году. В новой форме Расчета она выделена желтым цветом. Это означает, что она должна заполняться «автоматом» (сегодня в нее должны были попасть данные из Расчета за декабрь 2020 года). Но по каким-то причинам она может оставаться незаполненной или содержать неверную сумму.
Если возникли проблемы, перепроверьте Расчет по НДС за декабрь 2020 года. Если в нем по каким-то причинам эта строка осталась незаполненной или указана сумма, не соответствующая действительности, нужно это исправить и пересдать Расчет.
Проблемы экспортеров
Если в Расчете НДС не отражаются данные по ГТД, проверьте, перемещен ли ваш товар в режим ИМ40. Без этого данные по товару в Расчет не попадут.
Также автоотражению могут помещать технические проблемы. В этом случае звоните по телефону 1198 и просите помощи в устранении неполадок у операторов сall-центра ГНК (нужно будет назвать ИНН организации).
Экспортеры, у которых контрактная стоимость отличается от таможенной, сталкиваются с другой проблемой: в Расчете отражается экспортная стоимость товара, которая может быть выше контрактной, что приводит к искажению отчетности. Это – свежий случай, с которым ко мне обратились буквально вчера. Практическое решение этой задачи только предстоит найти.
Другие проблемы
В одной публикации невозможно обобщить все возникающие сложности, особенно если они не носят массовый характер. В этих ситуациях операторы сall-центра нередко советуют налогоплательщику временно решить проблему за счет строчек, заполняемых вручную, путем подстановки данных. Однако, этот путь всегда искажает отчетность. В таких ситуациях настоятельно рекомендую налогоплательщикам:
- требовать от консультантов call-центра адекватного разъяснения, содержащего в себе правомерное решение проблемы;
- добиваться от ГНК донастройки системы, чтобы все расчеты можно было сдавать без искажения.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ