Ноябрь ойидаги бухгалтер учун фойдали ахборот:
Поможет ли Минфин решить проблемы перехода на МСФО
Предприятия, обязанные вести учет по МСФО, столкнулись с проблемами при исполнении требований №ПП-4611. Сложности возникли с расчетом налогов на прибыль и имущество, подготовкой статотчетов. Также остро не хватает квалифицированных кадров, в том числе – в налоговых органах, проводящих налоговый аудит.
22 февраля бухгалтеры и аудиторы обсудили проблемы и пути их решения с заместителями директора Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита МФ Асал ХАШИМОВОЙ и Иброгимом АХМАДХОНОВЫМ в ходе встречи, организованной ЦПР «Норма»:
|
Проблема |
Предлагаемое решение |
1 |
Нехватка квалифицированных кадров, не позволяющая выполнить требование №ПП-4611 о наличии у хозсубъекта, минимум, 3 специалистов с международными сертификатами по МСФО |
Установить переходный период до 2026 года, в течение которого разрешить предприятиям иметь 1 специалиста с международным сертификатом по МСФО
|
2 |
Отсутствие условий для обязательного ведения учета по МСФО – нет кадров, методологии применения стандартов и ведения учета по МСФО |
Установить поэтапность в течение 5-10 лет перехода на ведение учета и отчетности по МСФО. На первом этапе – пересмотреть перечень предприятий, обязанных использовать МСФО, включив в него банки, страховые компании, АО из листинга фондовой биржи, предприятия, привлекающие иностранные инвестиции. Минфину – подготовить методические рекомендации по использованию стандартов на практике |
3 |
Неготовность большей части крупного бизнеса к реальному переходу на МСФО. Руководители предприятий не видят необходимости в их применении |
|
4 |
Низкое качество финансовой отчетности по МСФО у многих предприятий |
Повысить ответственность хозсубъектов за качество подготовки отчетности по МСФО, аудиторских организаций – за ее аудит, создать специальный госорган |
5 |
Не ясно, должны ли предприятия, перешедшие на МСФО в обязательном порядке, вести учет и по НСБУ. Методология статотчетности привязана к НСБУ |
Нормативно закрепить освобождение от НСБУ или его параллельное применение |
6 |
Дублирование данных отчетности по МСФО в налоговой отчетности |
Отменить формы налоговой отчетности по данным МСФО, как дублирующие. Утвердить примерные формы финансовой отчетности по МСФО |
7 |
Из-за отсрочки сдачи финотчетности по МСФО провести ее аудит и предоставить в налоговые органы аудиторское заключение в установленные сроки – невозможно. Как и своевременно провести акционерное собрание |
Издать правовой акт, переносящий сроки предоставления аудиторского заключения и проведения собрания акционеров |
8 |
Бухгалтеры не знают, как правильно рассчитывать налоги на прибыль и на имущество за 2021 год при учете на основе МСФО |
Министерство финансов должно подготовить методические рекомендации по расчету налогов на прибыль и на имущество при учете на основе МСФО |
9 |
Налоговики, проводящие налоговый аудит у предприятий, перешедших на МСФО, не знают международные стандарты |
Нормативно ввести квалификационные требования к соответствующим сотрудникам налоговых органов, работающих с отчетностью по МСФО |
10 |
Не понятно, как заполнять статистическую отчетность при переходе на МСФО |
Госкомстат должен дать официальные разъяснения по данному вопросу |
Представители Министерства финансов заверили бухгалтеров, что проблемы и предлагаемые решения будут внимательно изучены и использованы при совершенствовании законодательства.