Рекомендации

Как провести инвентаризацию основных средств

01.04.2021
author avatar

Шарофитдин ХАЙДАРОВ

начальник отдела МФ
author avatar

Татьяна БЕЛОУСОВА

эксперт «Нормы»

В рекомендации:

– какова последовательность действий при инвентаризации основных средств;
– что нужно делать в ходе инвентаризации;
– как оформить и отразить в бухгалтерском учете результаты инвентаризации.

 

Проводите инвентаризацию основных средств (ОС), чтобы:

  • определить их фактическое наличие;
  • сопоставить фактическое наличие с данными бухгалтерского учета;
  • проверить полноту отражения в учете обязательств.

Инвентаризируйте не только собственные ОС, но и те, что вы арендуете, используете по договору ссуды или храните.

О том, в каких случаях необходимо инвентаризировать ОС, какими документами этот процесс оформить и об иных общих правилах проведения инвентаризации вы можете ознакомиться здесь.

Какова последовательность действий при инвентаризации основных средств

До начала инвентаризации:

1. Проверьте наличие и состояние:

  • инвентарных карточек, инвентарных книг или описей и их заполнение;
  • технических паспортов и другой технической документации к основным средствам;
  • документов на основные средства, переданных или принятых в аренду, на хранение или во временное пользование.

Если между регистрами бухгалтерского учета и технической документацией обнаруживаются расхождения, внесите необходимые исправления .

2. Имущество, которое сдано в аренду или пользование, в инвентаризационную опись не включайте. Составьте акт в произвольной форме, в нем укажите:

  • наименование организации, которой вы передали имущество;
  • наименование имущества, его инвентарный номер и единицу измерения;
  • сведения о переданном имуществе по данным бухучета (количество, сумма);
  • реквизиты договора, по которому передано имущество.

Ваши арендаторы или ссудополучатели  включат принятое от вас имущество в свои инвентаризационные описи. Получите копии этих описей и приложите к своему акту. 

3. Ознакомьтесь с документами (договорами, счетами-фактурами, накладными и т. п.), подтверждающими поступление ОС, последующее их перемещение и проведенные ремонты. Все это также должно быть отражено в инвентарных карточках. При инвентаризации зданий сооружений и земельных участков проверьте наличие документов, подтверждающих право собственности на эти объекты или право пользования ими.

4. Объекты основных средств, которые в период проведения инвентаризации находятся вне организации (автомашины в пути или переданные в ремонт, железнодорожный подвижной состав, суда) тоже подлежат инвентаризации.  Проинвентаризируйте их до момента временного выбытия .

Ситуация
Организация планирует провести инвентаризацию с 1 по 10 ноября.
30 октября два принадлежащих ей грузовых автомобиля уйдут с товаром в рейс и вернутся 12 ноября.
Эти автомобили подлежат инвентаризации до момента их выезда в рейс. Постоянно действующая инвентаризационная комиссия составит по ним отдельную опись.

Что нужно делать в ходе инвентаризации

1. Члены комиссии устанавливают фактическое наличие основных средств для сопоставления с данными бухгалтерского учета:

  • посещают места расположения основных средств;
  • оценивают их...
lock

Чтобы читать дальше, подпишитесь на Buxgalter Pro

Помощь