Как сэкономить при переходе на онлайн-ККМ

preview

Льготы для предпринимателей, переходящих на онлайн-ККМ, предусмотрены Указом Президента №УП-5813. Вuxgalter.uz считает, что есть важные нюансы, которые требуют дополнительных разъяснений со стороны уполномоченных органов. О чем идет речь?

Напомним: субъектам предпринимательства при переходе на онлайн-ККМ или виртуальные кассы:

  • предоставляется право уменьшить сумму начисленного и подлежащего уплате налога на прибыль, налога с оборота (до 2020 года – единого налогового платежа) или НДФЛ в фиксированной сумме (до 2020 года – фиксированный налог) – на сумму расходов, связанных с приобретением, установкой, запуском каждой онлайн-ККМ, но не более 10 БРВ с условием регистрации онлайн-ККМ в ОГНС до 1 января 2021 года ;
  • бесплатно выдается базовая часть программного продукта (база) виртуальной кассы .

Подробно о том, как перейти на онлайн-ККМ и виртуальную кассу, мы писали тут. ГНК опубликовал разъяснение главного налогового инспектора Салима НОРБЕКОВА о применении льготы. Но не все моменты сейчас понятны.

Формы налоговой отчетности противоречат УП-5813

В частности, из форм налоговой отчетности следует, что уменьшается не сумма начисленного и подлежащего уплате налога, а налогооблагаемая база. Утвержденные ГНК формы отчетности противоречат УП-5813 и нуждаются в корректировке.

Например, приобретение и установка онлайн-ККМ обошлись предпринимателю в 3 млн сум. Согласно УП-5813 он может заплатить меньше налогов на 2 223 000 сум. (10 БРВ). А по формам отчетности он сможет сэкономить только 333 450 сум. (2 223 000  х 15%), если платит налог на прибыль. И – всего 88 920 сум. (2 223 000  х 4%), если он платит налог с оборота.

Кого касается льгота?

При сдаче электронной налоговой отчетности выберите льготу 7371 и укажите сумму затрат на приобретение, установку и запуск онлайн-ККМ. При этом будьте готовы по просьбе сотрудников налоговых органов подтвердить эту сумму документально (банковские платежки, счета-фактуры).

Салим НОРБЕКОВ утверждает, что льгота не касается предпринимателей, устанавливающих виртуальную кассу. При этом стоимость программы виртуальной кассы и ее пусконаладки с учетом бесплатной базовой части не сильно отличается от аналогичных расходов по онлайн-ККМ. См. – расчет.

Кроме того, к виртуальной кассе нужно покупать дополнительное оборудование – ПК (если его нет), планшет или POS-систему, чековый принтер, сканер, модем для передачи данных. Если льготы предоставляются исключительно на онлайн-ККМ, значит, они, по мнению налоговиков, предпочтительнее? Почему?

Если налоговая база (в соответствии с УП-5813 – сумма налога, подлежащая к уплате) по налогу на прибыль, налогу с оборота или НДФЛ в фиксированной сумме окажется меньше суммы затрат на покупку, установку и ввод в эксплуатацию онлайн-ККМ, остаток можно учесть при расчете и уплате налога в следующем налоговом периоде.

Как подсчитать расходы?

Расходы считаются путем сложения следующих затрат в расчете на каждое такое устройство:

1) стоимость онлайн-ККМ.

Если вы перенастраиваете ККМ с фискальной памятью, которую использовали ранее, принимайте в расчет все расходы, возникшие после выхода УП-5813, т.е. после 6 сентября 2019 года:

  • покупную стоимость самой ККМ (если она была приобретена после 6 сентября 2019 года);
  • стоимость устройств, необходимых для модернизации и настройки (сканеры, Wi-Fi роутеры и прочее);
  • стоимость услуг Центра технического обслуживания (ЦТО) по перенастройке ККМ.

Одно из требований к ККМ – сертификация. ККМ с фискальной памятью и онлайн-ККМ – это два разных устройства, требования к которым установлены разными документами. Возникает вопрос: как быть с сертификацией в случае перенастройки?

Салим НОРБЕКОВ, по этому вопросу говорит, что, если ранее зарегистрированная и использовавшаяся в офлайн-режиме ККМ при перенастройке в онлайн-режим будет соответствовать требованиям онлайн-ККМ, это устройство сертифицировать не нужно. Опять же возникает вопрос: как это возможно? Какими нормативными документами аргументировать свои действия, если следовать совету Салима НОРБЕКОВА?

Сотрудники ЦТО могут не согласиться и потребовать сертификации перенастроенной онлайн-ККМ. В этом случае затраты на сертификацию также могут быть включены в калькуляцию расходов на переход онлайн-ККМ.

2) Сумму, уплаченную ЦТО за установку и пусконаладку онлайн-ККМ.

На практике все услуги ЦТО могут предоставляться в рамках одного договора. В этом случае нужно обратить внимание, чтобы в таком договоре были прописаны  установка и пусконаладка.

В публикации ГНК подняты актуальные вопросы. Но для единообразной правоприменительной практики нужно:

  • привести формы налоговой отчетности в соответствие с УП-5813;
  • получить более четкую позицию ГНК по применению этой льготы. В ней должны быть четко отражены все затраты предпринимателей, которые могут быть учтены при применении этой льготы.

Олег ГАЕВОЙ