Рекомендации

Как организовать хранение товаров на складе и учитывать расходы на хранение

13.05.2021
author avatar

Иброгим АХМАДХОНОВ

заместитель директора департамента МФ

В рекомендации:

– складской учет товаров:
        партионный способ учета товаров;
        сортовой способ учета товаров;
        партионно-сортовой способ учета товаров;
– как вести товарный отчет;
– какие требования предъявляются к складским помещениям;
– какие требования предъявляются к работникам склада;
– как учитывать расходы на хранение товаров.

 

Складской учет товаров

Учет товаров на складе предприятия ведет материально ответственное лицо – заведующий складом, его заместитель, товаровед или кладовщик.

Товары учитываются в натуральных показателях по их номенклатурным номерам. Порядок учета зависит от способа хранения товаров, частоты их поступления на склад, объема, ассортимента, совместимости по условиям хранения и т. п.

Различают следующие способы учета:

  • партионный;
  • сортовой;
  • партионно-сортовой.

Партионный способ учета товаров

Каждая партия товара на складе хранится отдельно. Под партией понимаются товары, поступившие одновременно по одному транспортному документу. В составе партии могут быть товары различных сортов и наименований.

Каждую партию зарегистрируйте в журнале поступающих товаров. Порядковый номер регистрации является одновременно номером партии. Указывайте его в расходных документах рядом с наименованием товара, отпущенного из данной партии.

Если при проверке партии товара выявится его недостача в пределах норм естественной убыли, спишите ее на расходы. Недостачу сверх норм естественной убыли взыщите с материально ответственного лица. Излишки товаров, выявленные при проверке, оприходуйте.

На каждую партию товара оформите партионную карту в двух экземплярах: один – для склада, другой – для бухгалтерии. После полной реализации партии закройте карту и вместе с товарным отчетом передайте в бухгалтерию на проверку.

Достоинства партионного способа учета:

  • позволяет выявить недостачи или излишки товаров сразу после отпуска каждой партии без проведения инвентаризации;
  • позволяет осуществлять текущий контроль за сохранностью ценностей;
  • способствует снижению товарных потерь.

Недостатки:

  • не позволяет рационально использовать складскую площадь и оперативно управлять товарными запасами;
  • поскольку товары могут храниться в разных местах, остатки по ним отражаются в нескольких партионных картах. Это затрудняет возможность получать оперативную информацию о наличии товаров на складе.

Сортовой способ учета товаров

Сортовой способ применяется, если хранение товаров организовано по наименованиям и сортам без учета времени поступления и цены их приобретения.

Учет товаров в этом случае ведите в товарной книге или в карточках складского учета. На каждое наименование и сорт товара откройте одну или несколько страниц в товарной книге (в зависимости от объема операций по приходу и расходу товаров) либо отдельную карточку. Вносите в них записи на основании первичных документов (приходных и расходных ордеров) или накопительных ведомостей при большом объеме записей.

Если на вашем складе небольшой ассортимент товаров и незначительное количество операций, можно вести учет непосредственно в товарном отчете. При этом карточки складского учета оформлять не нужно.

Достоинства сортового способа учета:

  • экономное использование складской площади;
  • возможность оперативного управления товарными запасами.

Недостаток:

  • трудно различить товары одного сорта, поступившие по разным ценам.

Выбор товара для реализации осуществляется произвольно. При этом для оценки товаров можно использовать различные методы, предусмотренные НСБУ № 4: идентифицированной себестоимости соответствующей единицы, средневзвешенной стоимости (AVECO) или себестоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО) .

Партионно-сортовой способ учета товаров

Каждая партия поступивших на склад товаров хранится отдельно. Внутри партии товары делятся по сортам.

Такой способ учета применяется в условиях широкого ассортимента товаров.

Как вести товарный отчет

Товарный отчет – это основной документ, отражающий данные о наличии и движении товаров за определенный период. В нем указываются:

  • поставщики, от которых получены товары;
  • покупатели товаров;
  • даты и номера документов;
  • стоимость товаров по приходной и расходной частям в отдельности по каждому документу.

Остаток товаров и тары на начало отчетного периода перенесите из предыдущего отчета или из инвентаризационной описи.

Остаток на конец периода определите так: остаток на начало периода плюс приход товара и тары за вычетом расхода за отчетный период. В конце отчета прописью укажите число приложенных документов. Отчет должно подписать материально ответственное лицо.

Оформите товарный отчет в двух экземплярах. Первый экземпляр вместе с первичными документами передайте в бухгалтерию под расписку на втором экземпляре. Второй экземпляр остается у материально ответственного лица.

Установите сроки составления отчета в графике документооборота. Примерный...

lock

Чтобы читать дальше, подпишитесь на Buxgalter Pro

Помощь