Полезное для бухгалтера в декабре:
25 лет первой газете про налоги и учет в Узбекистане
Изданию «Налоговые и таможенные вести» в этом году исполняется 25 лет. С момента выхода первого номера газеты – тогда, в 1994 году, она называлась «Налоговый вестник Узбекистана» (на фото – первый номер газеты, ред.) – и по сей день она сохранила свою читательскую аудиторию, что редко удается печатным СМИ.
С ней считаются, к ее публикациям апеллируют в спорных ситуациях, к ним прислушиваются законодательные органы. Сегодня и сама газета, и ее детище – портал norma.uz, информационно-правовые системы «Norma» остаются источниками компетентной правовой информации, и пусть неформальной, но ничуть не менее авторитетной дискуссионной площадкой наравне с существующими государственными.
Сегодня на вопросы о текущем состоянии, ближайших планах и перспективах «НТВ» и других информационных ресурсов семейства «Norma» отвечает ее главный редактор – Михаил Перпер.
– Михаил Маркович, 25 лет работы означают, что вас сегодня фактически читает другое поколение. А у него не только потребности несколько другие, но и способы получения информации. Как реагирует издание и его сервисы на эти объективные процессы? Как будет трансформироваться?
– Вы правы, за этот срок изменились и сами бухгалтеры, и их потребности, и круг потенциальных читателей в целом.
Четверть века назад в Узбекистане было всего порядка 20 тысяч хозяйствующих субъектов, сейчас же это количество возросло в 15–20 раз. И в каждом из них работает, как минимум, один специалист, нуждающийся в профессиональной бухгалтерской информации.
Кроме того, когда мы только начинали свою работу, никто не мог и подумать, что будет электронная отчетность, электронные счета-фактуры и полная компьютеризация всей бухгалтерии.
Технологии значительно облегчили жизнь бухгалтеров. Но, к сожалению, недостаточно научиться вводить данные в систему, распечатывать, нажимать кнопку «отправить отчет». Потому что, когда происходят изменения в законодательстве – в налогообложении, в учете – им при всей тотальной автоматизации приходится непросто! В этом плане фундаментальная потребность бухгалтеров осталась прежней: понимание сути того, что они делают. Они хотят знать, как правильно рассчитывать налоги, как вести учет в условиях, когда появляется иностранный капитал и т. д.
Мы сохраняем печатное издание, так как оно еще востребовано определенной аудиторией, привыкшей получать информацию из газеты. При этом огромному числу специалистов нужны новые форматы и каналы получения информации, в том числе – с доступом через Интернет. Именно поэтому на 25-м году деятельности мы запустили новый проект – buxgalter.uz. Он должен когда-нибудь полностью заменить бумажную газету.
Могут меняться название, форма подачи и предмет, исходя из новых условий или потребностей, но все равно остается потребитель – бухгалтер, который нуждается в этой информации, а с другой стороны – ее источник. То, что мы сегодня отмечаем свое 25-летие, позволяет нам посмотреть, что полезного мы сделали за этот срок и что из этого полезного мы можем сегодня продолжать делать уже на другой технической платформе.
Например, при газете был сформирован и многие годы успешно работал Общественный экспертный совет. Мы смогли собрать вокруг газеты высококлассных специалистов различных направлений – юристов, аудиторов, сотрудников налоговых и таможенных органов и других государственных структур – Олий Мажлиса, министерств… И они совместно рассматривали очень непростые вопросы, которые возникали в процессе реализации законодательства, разрабатывая предложения по его совершенствованию. Будет ли сегодня это востребовано? Конечно, да! Но как это сделать? – на другой основе. Есть площадка – например, тот же buxgalter.uz, там мы предлагаем создать такое неформальное сообщество. И любой в рамках своей деятельности сможет готовить материалы, направленные на решение существующих проблем, правовых вопросов, требующих совершенствования или регулирования. И мы будем публиковать такие материалы – на norma.uz и, если речь идет о бухгалтерском учете и налогообложении, – на buxgalter.uz.
– Есть другие площадки, где государство реализует эту идею. Тот же самый портал, где публикуются проекты НПА. И каждый желающий может прокомментировать любое положение будущего акта и внести свою лепту таким образом. Какой может быть статус у такой, как Вы говорите, неформальной площадки, и какие специалисты могут быть заинтересованы участвовать в ней?
– Ну, вот простой пример: опубликовали инструкцию по настройке ККМ, чтобы она выбивала в чеке НДС. Но не все при этом учли. И вот эксперты, которые работают в этой сфере, подготовили материал, – как это все сегодня можно развивать, что надо учесть в ближайшее время. Инструкция – ведомственный акт, ее не опубликуют на портале. Как быть? Писать письмо в эту структуру? Или – взять и опубликовать на norma.uz, на buxgalter.uz материал с образцами, как можно решать эту проблему?
Да, у этой публикации официального статуса нет. Но если в этом ведомстве работают люди, заинтересованные в том, чтобы их акты были эффективными, чтобы они решали проблемы, а не создавали их, наверное, они чем-то воспользуются.
Это с одной стороны. С другой – люди, которые здесь выступают – независимые эксперты – еще раз подтверждают свой статус и свой высокий профессионализм. Поэтому я не думаю, что нужно создавать какие-то формальные объединения с «официальным статусом». В Узбекистане много специалистов, которые видят смысл и эффективность сотрудничества с неформальными площадками, предоставляемыми профессиональной прессой.
– В момент возникновения «Налоговых и таможенных вестей» 25 лет назад государство было в партнерских отношениях с этим проектом. Госорганы входили в состав учредителей. Сейчас многие госорганы обзавелись своими собственными информационными площадками, которые в некоторой степени конкурируют с «НТВ» и «Нормой»: точно так же информируют читателей об изменениях в законодательстве и разъясняют те или иные сложности его применения. Как Вы оцениваете интенсивность этой конкуренции? Для Вас это позитивный фактор?
– Я бы не сказал, что мы конкуренты. Конкуренция возникает там, где хозсубъекты борются за потребителя и долю рынка. Интересы государственных структур и наши – направлены в одну и ту же сторону: мы заинтересованы в налоговой грамотности бизнеса. Государство – потому что неграмотный налогоплательщик создает много проблем, в том числе и бюджету. Мы – потому что неграмотному налогоплательщику не нужна наша газета, равно как и любая другая. Он не осознает своих потребностей в получении важной профессиональной информации.
Поэтому мы тесно сотрудничаем с госорганами, реализуем много общественно полезных и бесплатных проектов. Например, nrm.uz обеспечивает свободный доступ к текстам законодательства, direktor.uz – к онлайн-курсу по финансовой грамотности начинающих предпринимателей. В конце января на сайте buxgalter.uz мы разместим для всех желающих учебные тексты по налогам. И мы, и государство только выиграем, если предприниматели и бухгалтеры будут пользоваться всеми возможными предоставленными им возможностями. Потребности огромны, вопросы, которые надо освещать и разъяснять, – очень многогранны. И усилия ГНК сегодня вызывают уважение. Они понимают сложность ситуации с точки зрения перехода на новые условия налогообложения, стремятся много сделать, но объективно не могут охватить все. Поэтому мы по-прежнему находимся в партнерстве, взаимодействуем со специалистами, помогаем друг другу, обсуждаем какие-то нерешенные вопросы. И очень много материалов, которые готовят специалисты ГНК или Минфина, мы с удовольствием распространяем среди наших читателей.
– Сейчас происходит трансформация портала norma.uz, от него отпочковывается новая профессиональная онлайн-площадка – buxgalter.uz. По вашим словам, Вы хотите этим упростить бухгалтерам доступ к чисто бухгалтерской информации. Но есть ли реально у ваших читателей такая потребность?
Действительно ли он сэкономит время и будет работать только с buxgalter.uz или теперь ему придется просматривать не один ресурс, а два? Потому что есть вещи смежные, напрямую не относящиеся к бухучету, но при этом очень важные в плане общей профессиональной компетенции – таможенные вопросы, корпоративное право и т. п. Не получится ли так, что кому-то Вы упростите, а кому-то, наоборот, усложните доступ к информации?
– Этот процесс разъединения информационных потоков только начался, и я думаю, что мы все же упростим нашим читателям работу с ресурсом. Что происходило раньше? Многие узкоспециальные разъяснения, подготовленные авторами «НТВ», мы не могли публиковать на norma.uz, потому что они широкой аудитории были не интересны. Теперь появилась площадка, где весь этот ценнейший, за многие годы накопленный контент будет профильным и востребованным.
Доступ к buxgalter.uz будет очень гибким. Первые полгода мы сделаем все бесплатно, а там посмотрим. Но в любом случае бухгалтеры – это люди с разными информационными потребностями. И вместить весь этот специализированный контент в 16 страниц еженедельной газеты физически невозможно.
На базе buxgalter.uz появляется возможность реализовать много других полезных проектов. Например, вебинары для всей страны. Когда человек в любой точке Узбекистана сможет прослушать интересное ему сообщение эксперта, обсудить что-то, задать свои вопросы не только на русском, но и на узбекском языке. И все это – не приезжая в Ташкент. И вот таких возможностей, которые дают сегодняшние технологии, очень много.
– Исходя из того, что информационные услуги – это бизнес, а не благотворительность, можно предположить, что часть контента будет платным. По какому принципу Вы будете определять эту платную часть?
– Первые полгода весь контент без исключения будет доступен на бесплатной основе. Потом часть его станет платным. Принцип при этом очень простой: все, что проходит на уровне официальных утверждений и создается силами сотен специалистов госорганов – весь этот контент систематизированный и актуализированный, собранный вместе и поданный в удобном формате – будет бесплатным. А все, что создаем мы – наши эксперты, переводчики и редакторы – это будет платным. Причем это будет плата в диапазоне, к примеру, от 5 тыс. до 450 тыс. сумов в месяц, в зависимости от сложности контента и других факторов. Это должно быть доступно. Ставку делаем не на прибыль, не на большие деньги, а на охват. И прежде всего – на государственном языке.
– Насколько я знаю, старые публикации «НТВ» и «Нормы» становились весомым аргументом в налоговых и таможенных спорах. Сейчас эта тенденция сохраняется?
– Да, это и сейчас так. Все-таки за эти годы газета завоевала определенный авторитет.
Бывает, что материал, который мы печатаем, не всем нравится. Если мнения не совпадают, – это нормально. Но отношение к «Норме» и «НТВ» как к источнику компетентной информации сохраняется. И это очень ценно для нас, потому что позволяет привлекать как читателей и потенциальных клиентов компании, так и специалистов высокого класса, готовых работать с нами в качестве экспертов.
– У газеты есть еще одно детище, о котором Вы еще ничего пока не сказали. Это – система оценки квалификации бухгалтеров – bir.uz...
– Мы начали этот проект в 2015 году. Два года ушло на то, чтобы сформировать базу учебных и вспомогательных материалов, тестов, создать программный продукт, протестировать и запустить его. С 2018 года все это работает на платной основе. Цены, исходя из опять-таки поставленной цели, очень лояльные: от 5 тыс. до 59 тыс. сумов в месяц. Любой бухгалтер исходя из своей специализации и уровня зарплаты может себе это позволить.
Сотни людей прошли обучение, десятки сдали экзамены и получили сертификаты бухгалтера и главного бухгалтера. Позитивно то, что все большее количество людей хотят получить такую оценку своих знаний и подтянуть их. И такие люди есть не только в Ташкенте, но и практически во всех регионах.
Заканчивается подготовка к открытию подразделения в Намангане. Оказалось, что там bir.uz очень популярен. Есть преподаватели, которые по собственной инициативе стали обучать своих студентов на его основе, использовать его как дополнительный инструмент обучения. И они же теперь возглавят это наше региональное подразделение.
Там уже прошло 2 экзамена. Укомплектовали 2 компьютерных класса в помещении колледжа. Помогает нам в этом Министерство занятости и трудовых отношений, предоставив помещение на арендных условиях.
Такая же работа ведется в Самарканде, где у нас уже есть партнер. И мы очень надеемся, что у нас появятся партнеры и подразделения в других регионах Узбекистана. Свою задачу мы видим в том, чтобы подключить к системе как можно больше учебных учреждений любой формы собственности – без исключения.
– До сих пор профессиональными ориентирами для бухгалтеров Узбекистана были и остаются международные системы сертификации. Будет ли у них когда-нибудь альтернатива в виде национальной системы?
– Насколько я знаю, профессиональные организации предпринимали какие-то действия в этом направлении – чтобы была утвержденная и признаваемая государством национальная система сертификации, но этот процесс пока не завершен.
Однако то, что сделали мы, фактически можно считать хорошим, работающим аналогом национальной сертификации. Четко определены критерии профессиональной оценки, под них создана вся необходимая база для подготовки – учебные тексты и тесты. Созданы четкие и отлаженные механизмы электронного тестирования и все условия для очных экзаменов, гарантирующие объективность и непредвзятость. И все это очень доступно по цене, в отличие от международных систем сертификации.
И это долгосрочный инструмент поддержания профессионального тонуса, потому что система непрерывно обновляется в соответствии с текущими изменениями законодательства.
Я надеюсь, со временем у нас появится и раздел по международным стандартам финансовой отчетности. Мы будем совершенствовать и развивать этот продукт в соответствии с требованиями рынка.
– А у Вас есть отклики работодателей на аттестаты bir.uz?
– Мы пошли немного по другому пути: создали для работодателей специальный сервис экспресс-тестирования, с помощью которого они могут в любой момент оценивать профессиональный уровень своих работников и кандидатов на должности, связанные с учетом и налогообложением.
Сервис этот получился немного сложным, мы будем его упрощать. Но в любом случае это инструмент помощи работодателю. Ну и инструмент продвижения самой системы оценки, конечно! Потому что, если бухгалтеры будут знать, что с определенной долей вероятности их все равно попросят пройти эти тесты, они, наверное, будут более мотивированы подготовиться к этому заранее.
Беседовала Юлия Яшина.