В осмотре и опросе налогоплательщиков смогут участвовать не только налоговики

preview

 

Об этом говорится в проекте постановления Кабинета Министров «Об утверждении Положения о порядке уточнения информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением», опубликованном на портале СОВАЗ.

Раз в год налоговые органы вправе осуществлять осмотр и опрос у налогоплательщика для последующей корректировки налогооблагаемой базы (ст. 68 НК). Акта, регламентирующего проведение этой новой формы налогового мониторинга, пока нет. Этот пробел в законодательстве и призван закрыть проект опубликованного Положения.

Цель проведения осмотра и опроса у налогоплательщика – уточнение информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, имеющейся в органах налоговой службы. Действие Положения распространяется на всех физических лиц, юридических лиц и их отдельные подразделения, которые имеют, постоянно или временно используют объекты налогообложения и связанные с налогообложением объекты.

Осмотр и опрос будут проводиться налоговыми органами не более одного раза в год, по графику. Истребование налоговиками документов, не связанных с осмотром и опросом, воспрепятствование деятельности либо иное вмешательство в их финансово-хозяйственную активность не допускается.

Приказ о проведении опроса и осмотра с указанием места, срока, фамилий сотрудников налогового органа принимается его руководителем или заместителем.

В целях повышения эффективности этой формы налогового мониторинга налоговые органы могут заранее уведомить налогоплательщика о его проведении.

Срок проведения осмотра и опроса не должен превышать одного рабочего дня. Он может быть увеличен до трех дней:

  • исходя из объема  рассматриваемых у налогоплательщика объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением;
  • при наличии нескольких подразделений и объектов налогоплательщика,
  • в случае неполного предоставления налогоплательщиком документов.

Определены документы, которые будут рассматриваться в процессе проведения мероприятия. В частности, это:

  • документы о государственной регистрации;
  • кадастровые документы о праве владения недвижимостью и земельными участками и договора по аренде;
  • договора с предприятиями по природным ресурсам (газ, вода, электроснабжение);
  • документы по контрольно-кассовым машинам;
  • трудовые договора с работниками;
  • договора по инкассации, кассовый документооборот, договора по платежным терминалам;
  • лицензии, сертификаты и разрешительные документы;
  • документы по производственному оборудованию;
  • и прочие документы по объектам налогообложения и объектам, связанным с налогообложением.

Налоговые органы смогут привлекать к участию в осмотре и опросе представителей правоохранительных органов и других государственных органов.

В Положении также оговорены права и обязанности участников мероприятия.

По результатам осмотра и опроса налоговиками оформляется справка. Результаты будут отражены в электронной информационной системе налоговых органов. Эти данные будут использованы при проведении камерального контроля или хронометража. На их основе после проведения камерального контроля отчетности налогоплательщика налоговики смогут доначислить налоги и другие обязательные платежи.

Проект может быть изменен, дополнен или отклонен.

Шохиста Якубова, эксперт ООО «Norma»