Полезное для бухгалтера в ноябре:
Бухгалтеры просят сделать Налоговый кодекс понятнее
И действующий Налоговый кодекс, и проект нового кодекса написаны очень тяжелым языком. Каждую норму приходится многократно перечитывать, и даже после этого все равно остаются вопросы. Бухгалтеры просят сделать кодекс понятнее и дополнить его методическими указаниями. Это поможет бухгалтеру не делать ошибок и сократит нагрузку на консультационные подразделения самих налоговых органов. Кроме того, бухгалтеры нуждаются в информации о критериях назначения проверок по результатам риск-анализа, результатах камерального контроля и проводимых в его рамках действиях.
С предложениями об информационном содействии налогоплательщикам на конференции по проекту НК выступила Татьяна ЧЕРНОВА, главный бухгалтер частного предприятия «Mika Trade». Она считает, что статьи кодекса нужно изложить в более понятной форме. А также дополнить его нормами об обязательной публикации методических указаний по налогообложению и разъяснений МФ и ГНК по всем сложным вопросам:
- Для бухгалтера Налоговый кодекс – это учебный текст. По нему мы учимся правильно рассчитывать и уплачивать налоги.
Ни один бухгалтер не хочет иметь проблемы с налоговыми органами. Большинство бухгалтеров хотят быть законопослушными. Но все они сталкиваются с одной большой проблемой: кодекс написан сложным юридическим языком, не всегда понятным бухгалтеру.
Обычный бухгалтер, не имеющий юридического образования, не знает, как найти «абзац» или «часть». Нормы НК плохо структурированы, нет понятной нумерации всех его положений. Наконец, длинные предложения и навороченные формулировки очень сложно понимать. Вывод: текст нужно по возможности упростить. Кроме того, налогоплательщики нуждаются в разъяснениях Минфина и ГНК, которых сейчас не так уж много.
В проект заложена такая норма: «Налоговые органы обязаны оказывать содействие налогоплательщикам по исполнению налогового законодательства, разъяснять нормы налогового законодательства и порядок применения налоговых льгот» (см. п.6. ст. 28 «Обязанности налоговых органов»). Но эта норма слишком общая, декларативная. Она не содержит механизма информирования и не позволяет его оценить.
Как МФ и ГНК сегодня информируют налогоплательщиков? Они публикуют нормативно-правовые акты, письменно отвечают на вопросы. Так же действует колл-центр ГНК – тел. 11 98.
Я предлагаю прямо закрепить в НК:
- индивидуальные ответы на вопросы налогоплательщиков в устной форме;
- индивидуальные ответы на вопросы налогоплательщиков в письменной форме;
- обязательную публикацию официальных разъяснений и методических указаний к Налоговому кодексу;
- публикацию критериев назначения проверок по результатам риск-анализа;
- индивидуальное информирование налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
- информирование налогоплательщиков о результатах камерального контроля и проводимых в его рамках действий.
По последнему пункту у бухгалтеров сейчас вообще нет информации. Мы сами между собой созваниваемся и пытаемся выяснить, у кого какая проверка была и что в рамках нее происходило. Налогоплательщик имеет право на полную и достаточную информацию о налоговом контроле.