Полезное для бухгалтера в ноябре:
Офис в квартире – это законно?
У многих предпринимателей на стадии становления бизнеса возникают вопросы с оформлением помещения под офис. К примеру, может ли офис частного предприятия располагаться в жилом помещении или обязательно арендовать отдельное – нежилое? Если учредитель предоставляет фирме свою недвижимость в пользование, как это оформить? Какие налоговые последствия при этом возникают?
По просьбе buxgalter.uz на вопросы ответил эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Олег ЗАМАНОВ:
– «По общему правилу место нахождения юрлица определяется местом его государственной регистрации . Организация может быть зарегистрирована по адресу его учредителя. В утвержденной форме заявления о госрегистрации есть соответствующий пункт (5–1).
Законодательство не обязывает предпринимателя арендовать помещение под офис. Обычно такое решение принимается по совокупности факторов:
- штатная численность сотрудников и специфика деятельности компании;
- потребность в соответствующей инфраструктуре – парковке, конференц-залах, переговорных, кафетерии, санузлах и т.д.;
- расходы – арендная плата, текущий и (или) капитальный ремонт, коммунальные услуги и т.д.
Если после регистрации по адресу владельца бизнеса вы принимаете решение арендовать помещение под офис, изменится местонахождение (почтовый адрес) юрлица, указанное при регистрации. В этом случае не нужно проходить перерегистрацию, достаточно уведомить об этом госорганы. Уведомительный порядок работает для вас только в том случае, если у фирмы нет налоговой задолженности в значительных размерах .
Поскольку механизм уведомительного порядка – новый и пока детально не регламентирован, порядок и форму уведомления придется уточнять в ближайшем Центре госуслуг.
Если фирма ограничена в средствах, в целях экономии вы можете организовать офис по месту регистрации, т.е. в жилом доме. Но с этим есть некоторые сложности...
Если офис в квартире…
Размещение в жилом помещении многоквартирного дома предприятий, учреждений и организаций допускается только после его перевода в категорию нежилого .
Чтобы использовать жилое помещение в качестве нежилого, нужно получить разрешение . Его выдают районные (городские) отделы строительства .
Заявление о выдаче разрешения подается через Центр госуслуг или ЕПИГУ. К нему прилагаются:
- нотариально заверенное письменное согласие совладельцев помещения и совершеннолетних членов семьи;
- документ, подтверждающий уплату сбора – 20% БРВ, если жилье находится в Ташкенте (для Нукуса и областных центров – 10% БРВ, для районов и городов областного подчинения – 30% БРВ). При обращении через ЕПИГУ уплачивается 90% от указанной суммы.
Вся процедура с момента подачи документов займет не более 8–11 дней. Заявитель, не получивший по истечении этого срока ни разрешения, ни отказа, вправе использовать помещение в качестве нежилого, направив письменное уведомление через Центр госуслуг либо ЕПИГУ. В этом случае документ, подтверждающий подачу заявления, и письменное уведомление приравниваются к разрешению и снимают ответственность с заявителя .
При переводе жилья в категорию нежилых помещений:
- запрещено вносить в конструкцию зданий изменения, снижающие их устойчивость;
- нужно соблюдать санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы при определении функционального назначения помещения;
- жилое помещение не должно быть в аварийном состоянии или непригодным для перевода в нежилое;
- нужно соблюдать требования природоохранного законодательства;
- помещение должно располагаться на нижнем от жилых помещений этаже жилого здания;
- нельзя менять количество и расположение эвакуационных выходов;
- помещение не должно входить в коммунальный жилищный фонд целевого назначения;
- должна быть возможность сделать отдельный вход в помещение;
- квартира не должна быть предметом судебного разбирательства.
Помимо всего вышеперечисленного есть еще ряд юридических нюансов. Если жилье, в котором планируется создать офис ЧП, – единственное у собственника, после перевода его в категорию нежилого:
- оно может использоваться для ведения бизнеса , но не для постоянного проживания собственника и членов его семьи – этим целям служат жилые дома и квартиры ;
- могут возникнуть проблемы с «пропиской» по данному адресу (в Ташкенте и Ташобласти), т.к. она оформляется на жилую площадь ;
- собственник ЧП несет субсидиарную ответственность, т.е. отвечает своим имуществом по обязательствам предприятия, если имущества последнего недостаточно для их исполнения . На единственный жилой дом (квартиру) взыскание, за отдельными исключениями, не обращается , но нежилого помещения это не касается – его могут изъять за долги.
Поэтому, выбирая этот вариант, желательно заранее минимизировать риски. Например, если квартира находится в общей собственности, определите доли каждого собственника . В соглашении с остальными собственниками установите порядок пользования обособленными частями (помещениями) в соответствии с их долями. Это соглашение удостоверяется нотариально и подлежит госрегистрации .
Так, собственник ЧП сможет перевести в категорию нежилых помещений эквивалентную его доле часть квартиры для организации офиса и сохранить право пользования частью оставшейся жилой площади.
Если перевод сопровождается реконструкцией помещения (монтаж внутренних перекрытий, организация отдельного входа и т.п.), потребуется архитектурно-планировочное задание. Стоимость и сроки его разработки указаны здесь.
- Запрещается использовать или арендовать жилые помещения в многоквартирных домах для нужд промышленного характера.
- Размещение в жилом помещении многоквартирного дома предприятий, учреждений и организаций допускается только после его перевода в нежилое в установленном порядке.
- Если в жилом помещении в установленном порядке работают надомники, но при этом не организован офис, не требуется переводить его в категорию нежилого .
Также можно подумать о смене организационно-правовой формы бизнеса – преобразовать ЧП в ООО. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов . Пошаговая инструкция преобразования ЧП в ООО – здесь.
Как оформить пользование имуществом?
Собственник по своему усмотрению может выбрать один из вариантов.
Вариант №1: внести свою недвижимость и прочее имущество, используемое в предпринимательской деятельности, в уставный фонд ЧП, оценив его самостоятельно .
В течение 30 дней с момента утверждения собственником соответствующих изменений нужно их перерегистрировать . Порядок перерегистрации – здесь.
При этом, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ЧП окажется меньше его уставного фонда, УФ придется уменьшать .
Вариант №2: оформить договор безвозмездного пользования (договор ссуды) имуществом .
Стороны сделки, соответственно, – собственник имущества (ссудодатель) и ЧП (ссудополучатель). Нотариально удостоверять, ставить на учет в налоговых органах и регистрировать договор безвозмездного пользования недвижимостью не требуется».
Налоговые последствия
Эксперт «Нормы» Ольга БУСАРОВА:
– «Если квартиру внесли в качестве вклада в уставный фонд ЧП (вариант №1), налог на имущество и земельный налог уплачивает само предприятие – по ставкам, установленным для юридических лиц.
Если оформлен договор безвозмездного пользования имуществом (вариант №2), налог на имущество и земельный налог оплачивает собственник (физлицо) – по ставкам, установленным для юридических лиц. Причем льгота по земельному налогу по многоквартирным домам в этом случае неприменима .
Пользователь – ссудополучатель в этом варианте для целей обложения налогом на прибыль или налогом с оборота должен:
- рассчитать доход в виде безвозмездно полученного имущественного права ;
- включить этот доход в облагаемую базу.
У семейных предприятий – свой вариант
Переводить жилые помещения, принадлежащие участникам семейного предприятия на праве собственности, в нежилые для их использования в деятельности семейного предприятия не нужно. Исключение составляют случаи, предусмотренные законодательством для отдельных видов деятельности .
Налог на имущество и земельный в этом случае уплачиваются по ставкам, установленным для физических лиц.
– Нужно ли семейному предприятию в этом случае рассчитывать доход в виде безвозмездно полученного имущественного права?
– Полагаю, что нет. Законодательство в этой ситуации не требует оформлять дополнительные договоры, в частности, – договор ссуды. Соответственно, не возникает понятия «безвозмездно полученное имущественное право».