Почему налоговики требуют аудиторские заключения у ООО

preview

Налоговые органы после 1 октября стали требовать аудиторские заключения у ООО с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ. Но согласно УП-5978 от 03.04.2020 г. такой аудит должен проводиться по итогам года.

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:

– «Все зависит от ситуации. Чтобы понять, правы ли налоговые органы, требующие аудиторское заключение у ООО, давайте разберемся с нормативно-правовыми актами.

Законом №ЗРУ-603 от 22.01.2020 г. были внесены изменения в два закона:

  • ст. 46 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» дополнена частью второй: «общества с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке, проводимой независимой внешней аудиторской организацией»;
  • ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» дополнена нормой, согласно которой общества с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ подлежат ежегодной обязательной аудиторской проверке.

Подчеркну, что эти изменения вступили в силу по истечении 3 месяцев со дня официального опубликования №ЗРУ-603.

И согласно №УП-5978 от 03.04.2020 г. требование об обязательной ежегодной аудиторской проверке обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью с балансовой стоимостью активов более 100 000 БРВ вводится по итогам 2020 года. Поэтому, если налоговые органы требуют у ООО аудиторское заключение по итогам 2019 года, с учетом этого критерия их действия неправомерны.

Но есть еще и №ПП-3946 от 19.09.2018 г. – «О мерах по дальнейшему развитию аудиторской деятельности в Республике Узбекистан». Согласно этому документу с 1 января 2020 года ежегодной обязательной аудиторской проверке подлежат коммерческие организации при одновременном выполнении двух условий из следующего списка по итогам отчетного года:

  • балансовая стоимость активов превышает 100 000 БРВ;
  • выручка от реализации продукции (работ, услуг) превышает 200 000 БРВ;
  • среднегодовая численность работников превышает 100 человек.

В соответствии с этой нормой также должны быть внесены изменения в Закон «Об аудиторской деятельности», но этого до сих пор не сделали.

Если бы соответствующие изменения в законе были, можно было бы однозначно сказать, что действия налоговиков в соответствии с №ПП-3946 от 19.09.2018 г. правомерны.

Думаю, по применению норм согласно №ПП-3946 Минфин или ГНК дадут официальные разъяснения.

Налогоплательщикам нужно помнить, что ст. 10 Закона «Об аудиторской деятельности» предусматривает административное взыскание к должностному лицу хозяйствующего субъекта за уклонение от обязательной аудиторской проверки. Повторное правонарушение, совершенное до окончания календарного года после применения взыскания, наказывается уже штрафом в размере от 50 до 100 БРВ, который должен уплатить хозсубъект.

Взыскание штрафа, превышающего в совокупности 20% от суммы текущих активов хозяйствующего субъекта на последнюю отчетную дату, осуществляется с предоставлением рассрочки – ежемесячными платежами в течение 6 месяцев со дня принятия решения о взыскании. Уплата штрафа не освобождает хозсубъект от проведения обязательной аудиторской проверки».

Подготовил Олег ГАЕВОЙ