Что делать бухгалтеру с поступлениями через мобильные платежные приложения?

preview

ГНК требует, чтобы при оплате через платежные системы (мобильные приложения Paynet, PayMe, Click и т.п) пробивался чек онлайн-ККМ или виртуальной кассы. На каком этапе он в этом случае должен быть сформирован? Должен ли чек платежной системы содержать реквизиты, обязательные для чеков онлайн-ККМ и виртуальных касс?

Buxgalter.uz получил разъяснение ГНК, но кое-какие вопросы все еще требуют проработки.


Главный государственный налоговый инспектор отдела консультирования по налогообложению ГНК Бехзод БОТИРАЛИЕВ:

– «Согласно Положению о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением факт осуществления расчетов между продавцом и покупателем подтверждается кассовым чеком. Продавец в момент поступления оплаты от покупателя обязан сформировать кассовый чек.

Законодательством установлены обязательные реквизиты только для чеков онлайн-ККМ и виртуальных касс . Так как субъекты предпринимательства должны иметь онлайн-ККМ или виртуальную кассу и пропускать через нее всю выручку, в том числе – получаемую через платежные системы. К чекам платежных систем не предъявляется требование содержать реквизиты, обязательные для чеков онлайн-ККТ».

Разъяснения Бехзода БОТИРАЛИЕВА дополнили ранее озвученную позицию ГНК. С ней можно ознакомиться тут и тут. Однако остаются непонятными вопросы:

  1. Кто пробъет чек, если покупатель, к примеру, оплачивает услуги кабельного телевидения через мобильное приложение в час ночи из дома, лежа на диване?
  2. Как продавец по оплатам через платежные системы (мобильные приложения) может пробить чек в момент оплаты? Как правило, банк закидывает на расчетный счет всю сумму поступивших платежей по мобильному приложению с установленной периодичностью, без разбивки на отдельные платежи. Если продавец реализует разные товары, ему нужно время, чтобы рассортировать эту сумму. Ведь обязательным реквизитом чека онлайн-ККМ является наименование товара.
  3. И еще один вопрос – очень серьезный, хотя и не имеющий отношения к налогам: в соответствии со ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» при оплате покупателю должен быть выдан чек ККМ или товарный чек. Можно ли к ним приравнять документ, получаемый от платежной системы, если он не соответствует требованиям, предъявляемым к чеку онлайн-ККМ и виртуальных касс? В соответствии с постановлением Президента №ПП-3724 от 14.05.2018 г. «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» виртуальные терминалы (E-POS) приравниваются к аналогичным контрольно-кассовым машинам и расчетным терминалам. Платежное приложение по сути и есть виртуальный терминал. Но тогда, получается, их чеки должны соответствовать требованиям п. 7 прил. №1 к ПКМ №943 от 23.11.2019 г. 

Но вернемся к налоговому учету и налоговому администрированию. Бизнес не собирается отказываться от расчетов с клиентами через мобильные приложения и стойки самообслуживания, потому что это создает дополнительные удобства для предпринимателей и клиентов. При этом предприниматели нашли законный способ решения сложностей, которые возникают, если строго следовать рекомендациям ГНК. Согласно ст. 47  НК кассовый чек и счет-фактура – взаимозаменяемые документы.

  • Ситора Н., главбух:  – «Нам, можно сказать, повезло, мы – комиссионеры. Вся выручка от продажи турпакетов в расчеты по налогам все-равно идет через односторонний счет-фактуру, а функция автоотражения данных онлайн-ККМ в расчетах отключена. Но я все равно подстраховываюсь, и всю выручку пропускаю через кассовый аппарат. Тем клиентам, которые рассчитываются в офисе продаж, – выдаем чеки на руки. Чеки тех, кто оплачивает дистанционно из областей, – сохраняем, а покупатель на руки получает чек мобильного платежного приложения и договор на оказание туристических услуг. Так что у клиента на все случаи жизни есть документы, которые подтверждают, что он наш клиент».
  • Махбуба С., главбух: – «У нас кассового аппарата нет вообще, а оплату через мобильное приложение принимаем, так как это удобно нашим клиентам. В конце месяца все деньги, поступившие через мобильные платежные приложения, оформляем путем выставления одностороннего счета-фактуры. На мой взгляд, требование выбивать чек по оплатам через мобильное приложение – невыполнимо, а сокрыть эти поступления не представляется возможным. Ведь эти деньги до того, как попасть на расчетный счет продавца, уже засветились на счетах мобильного приложения (платежной системы) и обработаны банком. При необходимости контролирующие органы могут получить всю информацию по этим поступлениям».
  • Танзиля Ф., предприниматель:  – «Мы недавно заключили договоры с мобильными приложениями и начали принимать от клиентов с их помощью оплату за оказываемые услуги. Можно сказать, пока осваиваем новые технологии. Все оплаты, полученные через мобильные приложения, оформляем односторонним счетом-фактурой. У меня есть вопрос: кто должен выдавать чек онлайн-ККМ, когда оплата производится через платежные системы? По-моему, вполне логично, что это должен сделать тот, кто получает деньги от клиента, т.е. – платежное приложение. А мы, как продавец товаров и услуг, оказываемся третьими в цепочке получения этих денег – после мобильного приложения и банка. Наши отношения с банком и мобильным приложением строятся и оформляются другими документами – договорами и счетами-фактурами».

Технологии сегодня позволяют сделать так, чтобы было удобно всем участникам взаиморасчетов при помощи мобильных приложений и стоек самообслуживания, а также соблюдались все требования законодательства. Регулятору нужно только навести в этом вопросе порядок, поскольку здесь задействовано очень много игроков рынка, считает специалист ООО ЦОТУ «Марон» Рустам ЯКУБОВ:

– «Логично, что при расчетах через мобильное приложение чек должно выдавать мобильное приложение (платежная система). Потому что цена, уплачиваемая конечным потребителем, включает в себя проценты, которые уплачиваются мобильному приложению (платежной системе) за услугу приема платежей. В чеке должна быть отражена та сумма, которую заплатил покупатель. Ее по факту может отразить только та сторона, которая принимает платеж. Исходя из требований законодательства получается, что все платежные приложения и платежные системы должны быть оснащены виртуальными кассами. Или, если посмотреть на зарубежный опыт, сами мобильные приложения при соответствии установленным требованиям могут признаваться контрольно-кассовой техникой.

Но даже если ГНК остается на своей позиции, что чек при оплате через мобильные приложения и платежные системы должен выдавать продавец, то существующую систему онлайн-ККТ нужно дорабатывать. И оплата через мобильное приложение должна рассматриваться системой онлайн-ККМ как самостоятельная форма платежей, как сегодня прием оплаты наличными или по терминалу. Потому что прием оплаты через мобильные приложения специфичен во всех отношениях.

На мой взгляд, логичнее проработать вопрос с признанием платежных приложений виртуальными кассами».


Позиция
buxgalter.uz:

Вопрос приема платежей за товары и услуги через мобильные приложения требует глубокой проработки как с правовой, так и с технической точки зрения. Потребуется совершенствовать НПА, исключить из них противоречия и, скорее всего, совершенствовать имеющиеся технические решения системы онлайн-ККМ и самих мобильных платежных систем.

Для начала – в Положении о порядке применения системы онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальной кассы при осуществлении денежных расчетов с населением нужно прописать: а) определение и б) статус приема платежей через мобильные платежные приложения, в) правила их оформления. Ведь там этого до сих пор нет. Это мы только из разъяснений специалистов ГНК знаем, что налоговый орган приравнивает платежи через  мобильные приложения к платежам через терминалы. Но, как показывает практика, ставить знак равенства между этими понятиями пока рано и, скорее всего, даже неправильно. Иначе существующие нормы становятся просто невыполнимы.


Олег ГАЕВОЙ