Главбух VS кадровик. Чья зона ответственности?

preview

«Я – бухгалтер небольшого производственного предприятия. Еще года 2 назад у нас было всего 40-50 работников, и кадровую работу я вела сама. Не так давно мы начали набирать обороты, количество сотрудников почти удвоилось, и в штат взяли кадровика. Но работать оказалось сложнее… Раньше я про все помнила и все контролировала сама. Теперь же перед зарплатой я узнаю о том, что месяц назад приняли нового сотрудника. Или что по ГПХ, который давно закончился, выплачивают гонорары. При этом кадровик ссылается то на начальника производства, то на директора, который «держит» у себя документы и не подписывает их неделями.  В результате мне приходится пересчитывать зарплату, решать всевозможные другие проблемы.  При этом директор считает, что контролировать кадровика – это моя задача и моя ответственность».


Ирина ШАКИРОВА, консультант по управлению:

1. «Раньше я про все помнила и все контролировала сама»

– «Вот такие они, бухгалтеры малых и средних предприятий, у которых, как правило, скромная зарплата, нет надежных помощников в лице квалифицированных юристов, начальство часто слабо разбирается в финансовых и налоговых вопросах,  поэтому приходится все помнить и все контролировать.

Результатом такой «профессиональной деформации» становятся постоянный стресс и напряжение, непрекращающийся внутренний анализ своих действий, ответственности, последствий и т.д.

Казалось бы, нужно радоваться тому, что теперь бухгалтер освобожден от кадровой работы. Но нового сотрудника взяли, а привычка контролировать и отвечать не отпускает. Бухгалтер мысленно сравнивает то, как раньше выполнялась работа, с текущим положением дел. И так как сравнение не в пользу нового сотрудника,  подсознательно формируется негативное отношение к происходящему.


2. «А теперь я перед зарплатой узнаю о том, что…»

Налицо – недоработки кадровика, снижающие эффективность работы бухгалтера. Возникают вопросы: кто брал на работу этого специалиста? Как проверяли его знания и навыки? Обсуждались ли между бухгалтером и новым кадровиком зона ответственности и правила работы? Известны ли кадровику требования к внутренним документам, порядок документооборота и принципы формирования информационных потоков в компании? Кто и как должен исправлять ошибки во всем этом?  Ведь любого  нового сотрудника нужно сначала адаптировать, уделить ему время и чему-то научить.


3. «Директор считает, что контролировать кадровика – моя задача»

Директор, как первое лицо компании, имеет право поручить любую функцию любому подразделению или сотруднику. Здесь может быть два варианта:

1) бухгалтер и кадровик находятся на одном уровне полномочий и ответственности. Оба подчиняются руководителю высшего ранга.

В этом случае нужна горизонтальная координация между ними – деловые договоренности о качестве работы, взаимных требованиях и ожиданиях. Очевидно, что бухгалтеру нужно проявить терпение и такт в отношении нового сотрудника;

2) бухгалтер назначен официальным руководителем нового кадровика. Это немного странно, но – теоретически – такое допустить можно, так как законодательство не запрещает такую подчиненность.

В принципе, если бухгалтер раньше выполнял эти функции, он сможет грамотно передать дела, объяснить, научить, поддержать и проконтролировать.   Но тут появляются другие вопросы.

  • Позволяет ли бухгалтеру его профильная нагрузка принимать дополнительные обязанности?
  • Готов ли он из отличного исполнителя функциональных обязанностей бухгалтера и кадровика вырасти в руководителя?

Если ответ на оба вопроса – «да», то главбуху нужно строить работу с новым кадровиком как руководителю с подчиненным».

Внимание
21 июня 2021 года ждем вас на курсе «Эффективная деловая коммуникация бухгалтера». Начало занятий – в 16.00. Преподаватель – сертифицированный тренер-консультант по управленческому консультированию Ирина ШАКИРОВА. В ее профессиональном «портфеле» – более 400 успешных тренингов и учебных курсов. Присоединяйтесь, пожалуйста!