Статья 1. Отношения, регулируемые
Налоговым кодексом Республики Узбекистан
НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
(Новая редакция)
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые
Налоговым кодексом Республики Узбекистан
Настоящий Кодекс регулирует отношения по установлению, введению и отмене, исчислению и уплате налогов и сборов, а также отношения, связанные с исполнением налоговых обязательств.
(ч.1) Налоговое законодательство состоит из настоящего Кодекса и иных нормативно-правовых актов, принятие которых прямо предусмотрено настоящим Кодексом.
(ч.2) Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены налоговым законодательством Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Признание нормативно-правовых актов
или их частей, не соответствующими
положениям настоящего Кодекса
(ч.1) Нормативно-правовой акт или его часть признается не соответствующим положениям настоящего Кодекса, если в отношении этого акта выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) принят органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права принимать такие акты, либо принят с нарушением установленного порядка принятия нормативно-правовых актов;
2) отменяет или ограничивает права субъектов налоговых отношений, предусмотренные настоящим Кодексом;
3) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий субъектов налоговых отношений;
4) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
5) иным образом противоречит нормам или смыслу положений настоящего Кодекса.
(ч.2) Орган, принявший нормативно-правовой акт, не соответствующий настоящему Кодексу, или его вышестоящие органы вправе его отменить или внести в него необходимые изменения. При отказе этих органов отменить или внести необходимые изменения в нормативно-правовой акт, не соответствующий настоящему Кодексу, он может быть признан судом недействительным.
(ч.3) Нормативно-правовой акт или его часть признается не соответствующей настоящему Кодексу с даты их принятия.
(ч.1) Налогообложение производится в соответствии с законодательством, действующим на момент возникновения налоговых обязательств, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(ч.2) Акты налогового законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
(ч.3) Акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение налогового законодательства, имеют обратную силу.
(ч.4) Акты налогового законодательства, предусматривающие отмену налогов и сборов, снижение ставок налогов и сборов, отмену обязанностей или смягчение иным образом положения налогоплательщиков, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено в актах налогового законодательства.
(ч.5) Акты налогового законодательства, предусматривающие установление новых налогов и сборов, вводятся в действие не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. В аналогичном порядке вводятся в действие акты налогового законодательства, предусматривающие отмену налоговых льгот, введение новых обязанностей, ужесточение мер ответственности за нарушение налогового законодательства или иное ухудшение положения субъектов налоговых отношений.
(ч.6) Акты налогового законодательства, предусматривающие изменение ставок налогов и сборов, вводятся в действие с первого дня месяца, следующего за месяцем их официального опубликования, если в них не указан более поздний срок.
(ч.7) Акты налогового законодательства, не указанные в частях пятой и шестой настоящей статьи, вступают в силу со дня их официального опубликования, если в самих актах не указан более поздний срок.
Статья 5. Порядок исчисления сроков, установленных
налоговым законодательством
(ч.1) Сроки, установленные налоговым законодательством, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.
(ч.2) Началом исчисления срока, установленного налоговым законодательством, считается день, следующий за календарной датой либо событием, которое должно наступить.
(ч.3) Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом признается любой период времени, состоящий из двенадцати месяцев следующих подряд, за исключением календарного года.
(ч.4) Срок, исчисляемый кварталами, истекает в соответствующий день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала календарного года.
(ч.5) Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
(ч.6) Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.
(ч.7) Срок, исчисляемый днями, исчисляется в рабочих днях, если не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
(ч.8) Если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим днем, днем окончания срока считается рабочий день, следующий за выходным и (или) нерабочим днем.
(ч.9) Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока.
(ч.10) Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.
Статья 6. Применение международных договоров
Республики Узбекистан по налогообложению
(ч.1) Применение международных договоров Республики Узбекистан по вопросам налогообложения и общих норм международного налогового права осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.
(ч.2) Положения международного договора, регулирующего вопросы избежания двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов, одной из сторон которого является Республика Узбекистан, применяются к налоговым резидентам одного или обоих государств, заключивших такой договор.
(ч.3) Положения части второй настоящей статьи не распространяются на налогового резидента государства, с которым заключен международный договор Республики Узбекистан, если налоговый резидент использует положения этого международного договора в интересах другого лица, не являющегося налоговым резидентом того государства, с которым заключен этот международный договор.
(ч.4) Положения частей пятой - двенадцатой настоящей статьи применяются для определения лица, имеющего фактическое право на получение дохода из источника выплаты в соответствии с международным договором Республики Узбекистан.
(ч.5) Лицом, имеющим фактическое право на доходы, выплачиваемые юридическим лицом, признается лицо, которое имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этими доходами, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться такими доходами. При этом не имеет значения, возникло это право в силу прямого и (или) косвенного участия в этом юридическом лице или контроля над ним либо в силу иных обстоятельств.
(ч.6) В аналогичном порядке определяется лицо, имеющее фактическое право на доходы структуры без образования юридического лица.
(ч.7) При определении лица, имеющего фактическое право на доходы, учитываются функции, выполняемые указанными в части пятой настоящей статьи лицами, а также принимаемые ими риски.
(ч.8) Иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на доходы от источников в Республике Узбекистан, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу.
(ч.9) При выплате доходов от источников в Республике Узбекистан иностранному лицу, не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), налогообложение выплачиваемого дохода производится в следующем порядке:
1) если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является налоговым резидентом Республики Узбекистан, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями настоящего Кодекса в отношении налоговых резидентов Республики Узбекистан. При этом источник выплаты не удерживает налог в отношении выплачиваемых доходов (их части) при условии информирования им налогового органа по месту своего учета. Порядок такого информирования определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан;
2) если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является налоговым резидентом государства (территории), с которым имеется действующий международный договор Республики Узбекистан по вопросам налогообложения, в отношении налогообложения выплачиваемых доходов (их части) применяются положения указанного международного договора.
(ч.10) Указанные правила применяются при условии, что местом постоянного нахождения лица, которому выплачиваются доходы и которое не имеет фактического права на эти доходы, является государство (территория), с которым имеется действующий международный договор Республики Узбекистан по вопросам налогообложения.
(ч.11) Если местом постоянного нахождения лица, которому выплачиваются доходы и которое не имеет на них фактического права, является государство (территория), с которым нет действующего международного договора Республики Узбекистан по вопросам налогообложения, налог у источника выплаты удерживается по налоговым ставкам, установленным настоящим Кодексом. По таким же налоговым ставкам налог у источника выплаты удерживается в случае, если такие доходы выплачиваются лицу, которое не имеет на них фактического права и которому не известно, налоговым резидентом какого государства (территории) является лицо, имеющее фактическое право на эти доходы (их часть).
(ч.12) Компетентный орган, определенный в международном договоре со стороны Республики Узбекистан, в соответствии с положениями международного договора Республики Узбекистан вправе запросить компетентный орган иностранного государства о содействии в исполнении налогоплательщиком иностранного государства неисполненного в Республики Узбекистан налогового обязательства.
Налогообложение основывается на принципах обязательности, определенности и сотрудничества налоговых органов с налогоплательщиками, справедливости, единства налоговой системы, гласности и презумпции правоты налогоплательщика.
(ч.1) Каждое лицо обязано уплачивать установленные настоящим Кодексом налоги и предусмотренные им сборы.
(ч.2) Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, обладающие всеми признаками налогов и сборов, но не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные с нарушением его норм.
Статья 9. Принцип определенности налогообложения
и сотрудничества налоговых органов
с налогоплательщиками
(ч.1) Акты налогового законодательства, устанавливающие налоги и сборы, должны определять налогоплательщиков и все другие элементы этих налогов и сборов, включая сроки и порядок их уплаты, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ч.2) В рамках налоговых отношений налоговые органы обязаны сотрудничать с налогоплательщиками в целях правильного исполнения налогового законодательства. При этом налоговые органы не вправе создавать необоснованные препятствия законной деятельности налогоплательщиков, а налогоплательщики должны создавать условия для осуществления налоговыми органами своих полномочий.
(ч.1) Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
(ч.2) Не допускается устанавливать дифференцированные налоговые ставки, налоговые льготы или иные преимущества в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или страны происхождения капитала.
(ч.3) Не допускается устанавливать налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
(ч.1) Налоговая система является единой на всей территории Республики Узбекистан.
(ч.2) Не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство Республики Узбекистан, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров (услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Узбекистан.
(ч.1) Акты налогового законодательства подлежат обязательному официальному опубликованию.
(ч.2) Не опубликованные официально акты налогового законодательства не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу.
Все неустранимые противоречия и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.
Статья 14. Экономическое содержание сделок
и их юридическое оформление
(ч.1) В целях налогообложения все сделки и другие экономические отношения, в которые вступает налогоплательщик, должны учитываться исходя из их действительного экономического содержания независимо от способа их юридического оформления или наименования договора.
(ч.2) Если юридическое оформление сделки или экономических отношений не соответствует их действительному экономическому содержанию, налоговые органы в целях налогообложения вправе изменить юридическую квалификацию сделки, статус налогоплательщика и (или) характер его экономической деятельности.
(ч.3) В целях налогообложения мнимые (притворные) сделки не учитываются. Если такие сделки прикрывают другие сделки, то для исчисления налогов учитываются экономическое содержание и результаты фактических сделок.
(ч.4) Если все участники сделок или других экономических отношений выполняют все условия и требования заключенных ими соглашений, отдельные нарушения правил, предусмотренных нормативно-правовыми актами, регулирующими неналоговые отношения, не могут служить основанием для отказа в признании полученных налогоплательщиком доходов или понесенных им расходов (убытков) в целях налогообложения.
(ч.5) Если налогоплательщик совершает операции или последовательности операций, единственной или преимущественной целью которых является получение необоснованной налоговой выгоды в виде неуплаты либо уменьшения суммы уплачиваемых налогов, такие его действия в целях настоящего Кодекса признаются злоупотреблением правом.
(ч.6) Злоупотреблением правом также признается схема по уменьшению сумм налогов, где такое уменьшение является прямой или косвенной целью либо следствием, или одной из целей или следствий, и эта цель или следствие не являются второстепенными. Уменьшение сумм налогов включает прямое или косвенное изменение охвата налогообложения, использование налоговых льгот или иное уменьшение суммы налогов, подлежащей уплате.
(ч.7) В случаях злоупотребления правом налоговые органы при определении сумм налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком, вправе не принимать во внимание отдельные операции или последовательность операций, обладающие признаками злоупотребления правом. Также налоговые органы вправе корректировать суммы подлежащих уплате налогов таким образом, чтобы исключить влияние такого злоупотребления.
(ч.8) Установление случаев злоупотребления правом, мнимости (притворности) сделки, указанных в настоящей статье, а также применение их последствий осуществляется налоговыми органами, а при несогласии налогоплательщика - судом по иску налоговых органов.
(ч.1) В налоговых отношениях налогоплательщики обязаны проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов, проверяя наличие их постановки на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, деловую репутацию, наличие производственной базы и персонала, финансовое состояние, способность исполнить обязательства по сделке.
(ч.2) Расходы (убытки), понесенные налогоплательщиком по сделкам с лицами, не исполнившими свои обязательства перед ним, в целях налогообложения не признаются, если этот налогоплательщик при заключении сделки не проявил должной осмотрительности.
(ч.3) Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам доступ к информации о постановке контрагентов на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, а также к иной информации в порядке, определяемом Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
ГЛАВА 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ
В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
(ч.1) Под налогом понимается установленный настоящим Кодексом обязательный безвозмездный платеж, уплачиваемый в Государственный бюджет Республики Узбекистан или в государственный целевой фонд (далее - бюджетная система).
(ч.2) Под сбором понимается установленный настоящим Кодексом или иными актами законодательства обязательный платеж в бюджетную систему, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщика этого сбора уполномоченным органом или его должностным лицом юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав либо выдачу разрешительных документов.
(ч.3) Не относятся к налогам или сборам штрафы и другие платежи, возложенные на лицо в судебном порядке, а также конфискации и иные изъятия имущества в случаях, установленных законом.
(ч.1) На территории Республики Узбекистан устанавливаются следующие налоги:
1) налог на добавленную стоимость;
4) налог на доходы физических лиц;
5) налог за пользование недрами;
5-1) специальный рентный налог на добычу полезных ископаемых;
6) налог за пользование водными ресурсами;
(ч.2) На территории Республики Узбекистан могут устанавливаться сборы. Порядок введения, исчисления и уплаты сборов определяется настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
(ч.3) Настоящим Кодексом регулируется порядок исчисления и уплаты сбора за въезд на территорию и транзит по территории Республики Узбекистан автотранспортных средств иностранных государств, сбора за право движения по автомобильным дорогам грузовых автотранспортных средств и прицепов грузоподъемностью свыше 10 тонн и сборов за право реализации алкогольной продукции.
(ч.4) Порядок исчисления и взыскания государственной пошлины устанавливается законодательством о государственной пошлине.
(ч.1) Для отдельных категорий налогоплательщиков на территории Республики Узбекистан устанавливаются следующие специальные налоговые режимы:
1) налог с оборота;
2) особый порядок налогообложения участников соглашений о разделе продукции;
3) особый порядок налогообложения участников специальных экономических зон и отдельных категорий налогоплательщиков;
4) особый порядок налогообложения отдельных территорий Республики Узбекистан.
(ч.2) Особый порядок налогообложения участников специальных экономических зон и отдельных категорий налогоплательщиков устанавливается на определенный срок в зависимости от осуществленных инвестиций и выполнения других условий, предусмотренных законодательством или инвестиционными соглашениями.
(ч.3) Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от уплаты отдельных налогов, применение пониженных налоговых ставок и иных налоговых льгот.
ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ,
ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 19. Субъекты налоговых отношений
и порядок обмена документами
(ч.1) Субъектами налоговых отношений являются налогоплательщики, налоговые агенты и уполномоченные органы.
(ч.2) Налоговые органы, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, направляют налогоплательщику документы в виде электронного документа в персональный кабинет налогоплательщика. Направленные документы считаются полученными после их прочтения налогоплательщиком, но не позднее трех дней с даты отправления.
(ч.3) Если у налогоплательщика отсутствует персональный кабинет налогоплательщика, документы направляются по почте заказным письмом и считаются полученными через пять дней после их отправления.
(ч.4) Документы могут быть вручены налогоплательщику или его представителю лично под подпись с указанием даты получения указанных документов.
(ч.5) Налогоплательщики в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, направляют налоговым органам документы в порядке, аналогичном указанному в частях второй - четвертой настоящей статьи. При этом такие документы считаются полученными налоговыми органами в день отправки при направлении документов через персональный кабинет налогоплательщика, через пять дней - при направлении документов по почте.
(ч.6) Формы документов, предусмотренных настоящим Кодексом, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота, порядок заполнения форм указанных документов, порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через персональный кабинет налогоплательщика утверждаются Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
(ч.1) Налогоплательщиками признаются юридические и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать установленные налоги и сборы.
(ч.2) В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, обособленные подразделения юридических лиц исполняют обязанности этих лиц по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих обособленных подразделений.
(ч.3) Налогоплательщики, отнесенные к категории крупных налогоплательщиков, предоставляют налоговую отчетность и уплачивают налоги (сборы) централизованно с учетом обособленных подразделений.
(ч.4) В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица.
(ч.1) Налогоплательщики имеют право:
получать бесплатно от налоговых органов и иных уполномоченных органов (в пределах их полномочий) информацию о действующих налогах, об изменениях в налоговом законодательстве, о порядке исчисления и уплаты налогов, формы налоговой отчетности и заявлений, а также разъяснения о порядке их заполнения;
получать данные по исполнению своих налоговых обязательств, имеющиеся в налоговых органах и иных уполномоченных органах;
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо отказаться от их использования;
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, пени и штрафов;
получать отсрочку или рассрочку по уплате налогов в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;
самостоятельно исправлять ошибки, допущенные ими при учете объектов налогообложения, исчислении и уплате налогов;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки и налогового аудита, проводимых на их территории в соответствии с настоящим Кодексом;
знакомиться с материалами выездной налоговой проверки и налогового аудита, а также получать акты этих проверок;
представлять налоговым органам, осуществляющим налоговую проверку, пояснения по вопросам, касающимся исполнения налогового законодательства;
не выполнять требования налоговых органов и иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу и (или) другим актам налогового законодательства;
обжаловать в установленном порядке акты ненормативного характера и решения налоговых органов и иных уполномоченных органов, действия (бездействие) их должностных лиц;
требовать в установленном порядке возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов и иных уполномоченных органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через организацию налоговых консультантов или иных своих представителей;
на соблюдение и сохранение налоговой тайны.
(ч.2) Налогоплательщики могут иметь также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами налогового законодательства.
(ч.3) Личное участие налогоплательщика в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных отношениях.
(ч.4) Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.
(ч.5) Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Узбекистан.
(ч.1) Налогоплательщики обязаны:
своевременно и в полном объеме исчислять и уплачивать установленные налоги и сборы;
явиться в налоговый орган при получении повестки о необходимости рассмотрения документов или дачи пояснений;
при реализации товаров (услуг) предоставлять покупателю счета-фактуры, чеки или другие приравненные к ним документы;
обеспечить доступ должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, для ознакомления с документами, служащими основанием для исчисления и уплаты налогов, а также соответствующей информацией, хранящейся на электронных носителях;
выполнять законные требования налоговых органов и иных уполномоченных органов, не препятствовать законной деятельности указанных органов и их должностных лиц;
обеспечивать сохранность налоговой отчетности и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение трех лет, следующих за календарным годом, установленным для уплаты соответствующих налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;
информировать налоговые органы по месту своего налогового учета об участии в юридических лицах Республики Узбекистан и иностранных юридических лицах, если доля участия превышает 10 процентов уставного фонда (уставного капитала).
(ч.2) Налогоплательщики - юридические лица, помимо обязанностей, предусмотренных частью первой настоящей статьи, обязаны сообщать налоговым органам по месту своего учета обо всех своих обособленных подразделениях и изменениях в ранее сообщенных сведениях об обособленных подразделениях в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или изменения указанных сведений.
(ч.3) Лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность представлять налоговую отчетность в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством.
(ч.4) Иностранные юридические лица, имеющие недвижимое имущество, в соответствии с настоящим Кодексом признаваемое объектом налогообложения, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по месту нахождения объекта недвижимого имущества сведения об участниках этого иностранного юридического лица. Иностранные структуры без образования юридического лица в указанных обстоятельствах должны сообщать сведения о своих учредителях, бенефициарах и управляющих. При наличии у иностранного юридического лица (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанного в настоящей части, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.
(ч.5) Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Узбекистан, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Республики Узбекистан.
(ч.6) Налогоплательщики могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
(ч.1) Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему.
(ч.2) Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ч.3) Налоговые агенты обязаны:
правильно и своевременно исчислять, удерживать и перечислять налоги в бюджетную систему;
сообщать письменно или в электронной форме в налоговые органы о невозможности удержать налог и сумме налоговой задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
вести персонально по каждому налогоплательщику учет начисленных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов;
представлять в налоговые органы документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
обеспечивать сохранность налоговой отчетности и других документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов, в течение срока исковой давности, предусмотренного статьей 88 настоящего Кодекса.
(ч.4) Налоговые агенты могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
(ч.1) Налогоплательщик вправе участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ч.2) Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
(ч.3) Законными представителями налогоплательщика - юридического лица признаются лица, уполномоченные представлять это юридическое лицо на основании закона или его учредительных документов.
(ч.4) Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством.
(ч.5) Действия (бездействие) законных представителей юридического лица, совершенные в связи с участием этого юридического лица в налоговых отношениях, являются действиями (бездействием) этого юридического лица.
(ч.6) Уполномоченными представителями налогоплательщика могут быть организации налоговых консультантов или иные лица, в установленном порядке уполномоченные налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, таможенными органами и иными участниками налоговых отношений.
(ч.7) Уполномоченный представитель налогоплательщика - юридического лица осуществляет свои полномочия на основании заключенного договора или доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
(ч.8) Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности в соответствии с гражданским законодательством.
(ч.9) Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых, финансовых, таможенных и иных государственных органов.
(ч.10) Ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков является уполномоченным представителем всех участников консолидированной группы налогоплательщиков на основании закона.
(ч.11) Независимо от положений договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы вправе представлять интересы участников указанной консолидированной группы в следующих правоотношениях, связанных:
с регистрацией в налоговых органах договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков, а также с изменением указанного договора, решением о продлении срока действия договора и его прекращением;
с принудительным взысканием с участника консолидированной группы налогоплательщиков задолженности по налогу на прибыль по консолидированной группе налогоплательщиков;
по характеру совершаемых должностным лицом налогового органа действий (бездействия), когда они непосредственно затрагивают права юридического лица, являющегося участником консолидированной группы налогоплательщиков.
(ч.12) По окончании срока действия, при досрочном расторжении или прекращении договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков лицо, являвшееся ответственным участником этой группы, сохраняет полномочия, предусмотренные частями десятой и одиннадцатой настоящей статьи.
(ч.13) Лица, являющиеся ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков, вправе делегировать предоставленные им настоящим Кодексом полномочия по представлению интересов участников этой группы третьим лицам на основании заключенного договора или доверенности, выданной в порядке, установленном законодательством.
Уполномоченными органами являются:
налоговые органы - Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан, Межрегиональная государственная налоговая инспекция по крупным налогоплательщикам, государственные налоговые управления Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, а также государственные налоговые инспекции районов (городов);
таможенные органы - Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан, управления Государственного таможенного комитета по Республике Каракалпакстан, областям, городу Ташкенту, специализированный таможенный комплекс "Ташкент-АЭРО" и таможенные посты;
государственные органы и организации, осуществляющие функции по взиманию сборов.
(ч.1) Налоговые органы вправе:
требовать от налогоплательщиков и третьих лиц представить документы и сведения (информацию), в том числе в электронном виде, необходимые для исчисления и уплаты налогов и сборов;
проводить налоговые проверки и другие мероприятия налогового контроля в порядке, установленном настоящим Кодексом;
обследовать территорию, производственные, складские, торговые и иные помещения, в том числе места, используемые налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения;
производить инвентаризацию имущества и контрольные обмеры выполненных работ, оказанных услуг;
в случаях, предусмотренных законодательством, опечатывать кассы и места хранения товарно-материальных ценностей и документов на срок не более двух дней, а на срок более двух дней - по решению суда;
производить выемку документов и электронных носителей информации, связанных с исчислением налогов и сборов;
осуществлять фото- и видеосъемку, получать объяснения и другие сведения;
привлекать переводчика, эксперта и назначать экспертизу;
самостоятельно определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях утраты или уничтожения налогоплательщиком учетной документации;
осуществлять налоговый мониторинг соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов налогоплательщиком, участвующим в налоговом мониторинге на основании взаимного соглашения;
принимать меры принудительного взыскания налоговой задолженности;
рассматривать дела о налоговых правонарушениях и применять финансовые санкции;
в установленном порядке обращать в доход государства товарно-материальные ценности по выявленным фактам налоговых правонарушений. Обращение в доход государства товарно-материальных ценностей налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в судебном порядке;
предъявлять в суды иски к налогоплательщикам о взыскании в доход государства незаконно полученных ими средств;
требовать перевода документов на государственный язык;
вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков и налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими налогового законодательства;
приостанавливать операции по банковским счетам налогоплательщика или налогового агента и налагать арест на их имущество в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;
требовать от налогоплательщиков и их представителей, налоговых агентов устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований;
контролировать исполнение банками обязанностей, установленных настоящим Кодексом.
(ч.2) Налоговые органы могут осуществлять и иные права в соответствии законом.
(ч.1) Налоговые органы обязаны:
соблюдать налоговое законодательство;
осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов;
обеспечивать полный и своевременный учет налогоплательщиков, объектов налогообложения и объектов, связанных с налогообложением, начисленных и уплаченных налогов;
сообщать налогоплательщикам об их правах и обязанностях при проведении налоговых проверок, а также информировать о результатах проведенных проверок;
своевременно публиковать на официальном веб-сайте Государственного налогового комитета Республики Узбекистан акты налогового законодательства;
оказывать содействие налогоплательщикам в исполнении налогового законодательства, разъяснять нормы налогового законодательства и порядок применения налоговых льгот;
проводить анализ и оценку фактов нарушения налогового законодательства, вносить в соответствующие государственные органы предложения об устранении причин и условий, способствующих налоговым правонарушениям;
разрабатывать и реализовывать совместно с правоохранительными органами долгосрочные и текущие программы борьбы с налоговыми правонарушениями;
изучать заявления, сообщения и другую информацию о нарушениях налогового законодательства;
вести контроль за полнотой и своевременностью поступления денежных средств от реализации имущества, обращенного в доход государства;
передавать правоохранительным органам материалы по фактам нарушения налогового законодательства в случаях, когда решение вопроса выходит за пределы полномочий налоговых органов;
в пределах своих полномочий осуществлять контроль за соблюдением установленного порядка совершения валютных и экспортно-импортных операций;
соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранность;
по требованию налогоплательщика составлять акт сверки исполнения налогового обязательства по уплате налогов;
взыскивать в бесспорном порядке суммы налоговой задолженности в соответствии с настоящим Кодексом;
осуществлять постановку на учет юридических и физических лиц, включая нерезидентов Республики Узбекистан, присваивать им идентификационные номера налогоплательщиков и официально сообщать их статистическим и регистрирующим органам;
по требованию налогоплательщика выдавать справку, подтверждающую его постановку на учет в налоговых органах;
руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Республики Узбекистан по вопросам применения налогового законодательства.
(ч.2) Налоговые органы могут нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
Статья 28. Права и обязанности таможенных органов,
государственных органов и организаций, осуществляющих
функции по взиманию сборов
(ч.1) Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров и автотранспортных средств через таможенную границу Республики Узбекистан в соответствии с таможенным законодательством, настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
(ч.2) Права и обязанности государственных органов и организаций, осуществляющих функции по взиманию сборов, регулируются настоящим Кодексом и иными актами законодательства.
(ч.1) Налоговую тайну составляют полученные уполномоченными органами сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) общедоступных, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;
4) о налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, и постановке на регистрационный учет в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость;
5) о суммах уплаченных налогов и налоговой задолженности;
6) об участниках юридического лица;
7) о среднесписочной численности работников;
8) о суммах доходов и расходов по данным финансовой отчетности.
(ч.2) Налоговая тайна не подлежит разглашению государственными органами, их должностными лицами, привлекаемыми специалистами и экспертами, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
(ч.3) К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу информации, составляющей коммерческую тайну (секрет производства) налогоплательщика и ставшей известной должностному лицу государственного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
(ч.4) К разглашению налоговой тайны не относится предоставление налоговым или иным соответствующим органам других государств в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан запрашиваемых сведений о налогоплательщике.
(ч.5) Поступившие в государственные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
(ч.6) Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан.
(ч.7) Утрата документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную законом.
(ч.8) Положения настоящей статьи распространяются на сведения, полученные организациями, подведомственными Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан, осуществляющими ввод и обработку данных о налогоплательщиках, а также на работников указанных организаций.
ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ КОДЕКСЕ
(ч.1) Физическими лицами являются граждане Республики Узбекистан, граждане иностранных государств, а также лица без гражданства.
(ч.2) Налоговыми резидентами Республики Узбекистан признаются физические лица, фактически находящиеся в Республике Узбекистан в совокупности более ста восьмидесяти трех календарных дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода, начинающегося или заканчивающегося в том налоговом периоде, применительно к которому определяется соответствующий статус.
(ч.3) Положения части второй настоящей статьи применяются с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, и положений международных договоров Республики Узбекистан по вопросам налогообложения.
(ч.4) Физическое лицо также признается налоговым резидентом Республики Узбекистан, если в соответствующем налоговом периоде оно находилось в Республике Узбекистан в совокупности менее ста восьмидесяти трех дней, но более чем оно находилось в каком-либо другом государстве.
(ч.5) Физическое лицо по его заявлению в налоговые органы может быть признано налоговым резидентом Республики Узбекистан до истечения двенадцатимесячного срока, указанного в части второй настоящей статьи, если это лицо представит долгосрочный трудовой контракт или иной документ, подтверждающий выполнение условий, предусмотренных частями второй - четвертой настоящей статьи.
(ч.6) Период фактического нахождения физического лица в Республике Узбекистан не прерывается на периоды его выезда за пределы территории Республики Узбекистан для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
(ч.7) В целях настоящей статьи не относится ко времени фактического нахождения в Республике Узбекистан время, в течение которого гражданин иностранного государства или лицо без гражданства пребывали:
1) в качестве лица, имеющего дипломатический или консульский статус;
2) в качестве сотрудника международной организации, созданной по международному договору, участником которого является Республика Узбекистан;
3) в качестве члена семьи лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, при условии, что таким лицом не осуществлялась предпринимательская деятельность.
(ч.8) Независимо от фактического времени нахождения в Республике Узбекистан налоговыми резидентами Республики Узбекистан признаются военнослужащие Республики Узбекистан, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти, командированные на работу за пределы Республики Узбекистан.
(ч.9) Для подтверждения фактического нахождения на территории Республики Узбекистан день въезда (выезда) в Республику Узбекистан (из Республики Узбекистан) определяется на основании отметки о пересечении государственных границ иностранных государств. Такая отметка вносится компетентным органом Республики Узбекистан и (или) иностранного государства, осуществляющим пограничный контроль, в документы, удостоверяющие личность, и (или) документы для въезда (выезда) в Республику Узбекистан (из Республики Узбекистан). Также фактическое нахождение лица на территории Республики Узбекистан может определяться на основании имеющихся в налоговом органе сведений, предоставленных государственными органами и организациями в установленном законодательством порядке.
(ч.10) Если положения части девятой настоящей статьи не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Республики Узбекистан, физическое лицо представляет в налоговый орган документы (либо их копии), подтверждающие место его фактического нахождения в течение календарного года (годов), а также любые другие документы (либо их копии), которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения:
1) документ, удостоверяющий личность;
2) разрешение на временное проживание в Республике Узбекистан, оформленное в установленном порядке;
3) документы, подтверждающие место фактического пребывания.
(ч.11) Если в соответствии с положениями настоящей статьи или международных договоров Республики Узбекистан по вопросам налогообложения одновременно имеются основания для признания физического лица как налоговым резидентом Республики Узбекистан, так и налоговым резидентом иностранного государства, налоговое резидентство определяется в соответствии с положениями такого международного договора на основании центра жизненных интересов физического лица. При этом центр жизненных интересов физического лица признается находящимся в Республике Узбекистан при выполнении хотя бы одного из следующих условий:
1) супруг(а) и (или) близкие родственники физического лица проживают в Республике Узбекистан;
2) наличие в Республике Узбекистан недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности или на иных основаниях физическому лицу и (или) супругу(е), и (или) его близким родственникам, доступного в любое время для его проживания и (или) для проживания супруга(и) и (или) его близких родственников.
(ч.12) Если у физического лица отсутствует место жительства на территории Республики Узбекистан, для целей настоящего Кодекса место жительства может определяться по просьбе этого физического лица по месту его пребывания. При этом местом пребывания физического лица является место (адрес), где физическое лицо временно проживает и зарегистрировано по месту пребывания в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.
(ч.13) Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Узбекистан, признаются нерезидентами Республики Узбекистан.
(ч.1) Индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
(ч.2) Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей, в целях налогообложения и применения мер ответственности рассматриваются в качестве индивидуальных предпринимателей.
и их обособленные подразделения
(ч.1) Юридическими лицами являются:
1) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Узбекистан (юридические лица Республики Узбекистан);
2) иностранные юридические лица (включая компании и другие корпоративные образования), обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
3) международные организации.
(ч.2) Обособленным подразделением юридического лица Республики Узбекистан является любое территориально обособленное от него подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
(ч.3) Признание обособленного подразделения юридического лица таковым производится независимо от того, какими оно наделено полномочиями и отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах юридического лица.
(ч.4) Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
(ч.5) Местом нахождения обособленного подразделения юридического лица Республики Узбекистан является место осуществления этим юридическим лицом деятельности через данное обособленное подразделение.
Статья 33. Юридические лица - налоговые резиденты
Республики Узбекистан. Юридические лица -
нерезиденты Республики Узбекистан
(ч.1) Налоговыми резидентами Республики Узбекистан являются следующие юридические лица:
1) юридические лица Республики Узбекистан;
2) иностранные юридические лица, признаваемые налоговыми резидентами Республики Узбекистан в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан по вопросам налогообложения для целей применения этих международных договоров;
3) иностранные юридические лица, местом фактического управления которыми является Республика Узбекистан, если иное не предусмотрено международным договором Республики Узбекистан по вопросам налогообложения.
(ч.2) В целях пункта 3 части первой настоящей статьи место фактического управления иностранным юридическим лицом определяется в соответствии с положениями статьи 34 настоящего Кодекса.
(ч.3) Признание управляющей компании инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Республики Узбекистан не является основанием для признания этого инвестиционного фонда (паевого фонда или иной формы осуществления коллективных инвестиций) налоговым резидентом Республики Узбекистан. Такие же правила применяются в случае управления указанными фондами (иными формами осуществления коллективных инвестиций) управляющими партнерами или иными лицами.
(ч.4) Юридические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Республики Узбекистан, признаются нерезидентами Республики Узбекистан.
Статья 34. Место фактического управления
иностранным юридическим лицом
(ч.1) Республика Узбекистан признается местом фактического управления иностранным юридическим лицом при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
1) его исполнительный орган (исполнительные органы) регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этого юридического лица из Республики Узбекистан. При этом регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Республике Узбекистан в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах);
2) его главные (руководящие) должностные лица (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этим юридическим лицом в Республике Узбекистан. При этом к руководящему управлению, в частности, относятся принятие решений и осуществление иных действий по вопросам текущей деятельности этого иностранного юридического лица, входящих в компетенцию исполнительных органов управления.
(ч.2) Осуществление в Республике Узбекистан следующей деятельности не влечет признания Республики Узбекистан местом фактического управления иностранным юридическим лицом:
1) подготовка и (или) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников);
2) подготовка к проведению заседания совета директоров;
3) осуществление отдельных функций в рамках планирования и контроля деятельности иностранного юридического лица.
(ч.3) К осуществлению отдельных функций, в частности, относятся стратегическое планирование, бюджетирование, подготовка и составление консолидированной финансовой и управленческой отчетности, анализ деятельности этого иностранного юридического лица, внутренний аудит и внутренний контроль, а также принятие (одобрение) стандартов, методик и (или) политики.
(ч.4) Республика Узбекистан не признается местом фактического управления иностранным юридическим лицом при одновременном соблюдении следующих условий в отношении деятельности указанного иностранного юридического лица:
1) деятельность осуществляется в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения с использованием собственного квалифицированного персонала и активов;
2) с иностранным государством, на территории которого осуществляется деятельность, Республика Узбекистан имеет действующий международный договор по вопросам налогообложения.
(ч.5) Выполнение условий, указанных в части первой настоящей статьи должно быть документально подтверждено.
(ч.6) Если документально подтверждено, что условия, установленные пунктами 1 и (или) 2 части первой настоящей статьи, выполняются одновременно в отношении как Республики Узбекистан, так и какого-либо иностранного государства, Республика Узбекистан признается местом управления иностранным юридическим лицом, если в отношении него выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) ведение бухгалтерского или управленческого учета (за исключением действий по подготовке и составлению консолидированной финансовой и управленческой отчетности, а также анализу его деятельности) осуществляется в Республике Узбекистан;
2) ведение делопроизводства осуществляется в Республике Узбекистан;
3) оперативное управление персоналом осуществляется в Республике Узбекистан.
Статья 35. Иностранные структуры
без образования юридического лица
(ч.1) Иностранной структурой без образования юридического лица является организационная структура, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства без образования юридического лица и имеющая право осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
(ч.2) К иностранным структурам без образования юридического лица, в частности, относятся фонды, партнерства, товарищества, трасты, иные формы осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления.
(ч.1) В целях настоящего Кодекса постоянным учреждением иностранного юридического лица в Республике Узбекистан признается постоянное место деятельности, через которое это иностранное юридическое лицо полностью или частично осуществляет предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан.
(ч.2) Под постоянным учреждением понимается, в частности:
1) любое место управления, филиал, отделение, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория;
2) место осуществления производства, переработки, комплектации, фасовки и упаковки товара;
3) любое место, в том числе склад, используемое в качестве торговой точки;
4) рудник (шахта), нефтяная или газовая скважина, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;
5) установка или сооружение (включая его монтаж), используемое для изучения (разведки), разработки, добычи и (или) эксплуатации природных ресурсов, но только при условии, что установка или сооружение используется или готово к использованию в течение более ста восьмидесяти трех дней;
6) любое место осуществления деятельности (в том числе контрольной или наблюдательной), связанной с трубопроводом, газопроводом;
7) любое место осуществления деятельности, связанной с установкой, наладкой и эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов.
(ч.3) Постоянным учреждением признается также:
1) строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект либо связанная с ними надзорная (контрольная) деятельность, при условии, что такая площадка, объект или деятельность существуют или продолжаются более ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода;
2) оказание услуг, включая консультационные услуги, выполняемых этим иностранным юридическим лицом посредством своих служащих или другого нанимаемого им персонала для этих целей, при условии, что такая деятельность продолжается (для одного и того же или связанного проекта лица или связанной стороны иностранного юридического лица) не менее ста восьмидесяти трех дней в течение любого последовательного двенадцатимесячного периода.
(ч.4) Если одним или несколькими взаимосвязанными иностранными юридическими лицами оказываются услуги на строительной площадке или ином объекте, указанном в пункте 1 части третьей настоящей статьи, в разные периоды времени, каждый из которых в отдельности не превышает срок или сроки, указанные в пунктах 1 и 2 части третьей настоящей статьи, то периоды деятельности по таким услугам добавляются к совокупному периоду времени, в течение которого осуществлялась деятельность на этой строительной площадке или ином объекте.
(ч.5) К образованию постоянного учреждения не приводят следующие виды деятельности, которые носят исключительно подготовительный или вспомогательный характер и не являются частью основных видов предпринимательской деятельности этого иностранного юридического лица:
1) использование объектов исключительно для целей хранения или демонстрации принадлежащих ему товаров или изделий;
2) содержание принадлежащих ему запасов товаров или изделий исключительно для целей хранения или демонстрации;
3) содержание принадлежащих ему запасов товаров или изделий исключительно для целей переработки другим лицом;
4) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров, изделий или сбора информации для этого иностранного юридического лица;
5) содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
6) содержание постоянного места деятельности исключительно для любого сочетания видов деятельности, упомянутых в пунктах 1 - 5 настоящей части, при условии, что совокупная деятельность этого постоянного места деятельности, возникающая из такого сочетания, носит подготовительный или вспомогательный характер. При этом деятельность подготовительного и вспомогательного характера должна осуществляться для самого нерезидента Республики Узбекистан, а не для третьих лиц.
(ч.6) Положения части пятой настоящей статьи не применяются к постоянному месту предпринимательской деятельности, которое используется или содержится иностранным юридическим лицом, если это иностранное юридическое лицо или взаимосвязанное с ним лицо осуществляет предпринимательскую деятельность через это или другое место в Республике Узбекистан, и если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) это или другое место образует собой постоянное учреждение для иностранного юридического лица или взаимосвязанного с ним лица в соответствии с положениями настоящей статьи;
2) совокупная деятельность, полученная в результате комбинации видов деятельности, осуществляемых двумя лицами, в том числе юридическими лицами - нерезидентами Республики Узбекистан, через постоянное место или этим же нерезидентом либо взаимосвязанным с ним лицом через оба места, не имеет подготовительного или вспомогательного характера.
(ч.7) Положения части шестой настоящей статьи применяются, если предпринимательская деятельность, осуществляемая двумя лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, через постоянное место или этим же лицом или взаимосвязанным с ним лицом через оба места, представляет собой взаимодополняющие функции в рамках общей предпринимательской деятельности.
(ч.8) Иностранное юридическое лицо, осуществляющее страховую деятельность, кроме случаев перестрахования, признается имеющим постоянное учреждение в Республике Узбекистан, если оно собирает страховые премии на территории Республики Узбекистан или страхует от рисков через зависимого агента.
(ч.9) Если какое-либо лицо действует в Республике Узбекистан от имени иностранного юридического лица и обычно заключает контракты или играет главную роль в заключении контрактов по передаче права собственности (оказания услуг) или предоставлении права пользования имуществом от имени этого иностранного юридического лица, то деятельность такого лица приводит к образованию постоянного учреждения этого иностранного юридического лица.
(ч.10) Положения части девятой настоящей статьи не применяются, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность в Республике Узбекистан через независимого агента, действующего на основании договора комиссии (поручения) или иного аналогичного договора и не уполномоченного подписывать контракты от имени этого иностранного юридического лица. При этом, если такой агент действует преимущественно от имени одного или нескольких взаимосвязанных с ним иностранных юридических лиц, это лицо считается зависимым агентом.
(ч.11) Предоставление иностранного персонала для работы на территории Республики Узбекистан иностранным юридическим лицом другому юридическому лицу не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Узбекистан при одновременном выполнении следующих условий:
1) такой персонал действует от имени и в интересах юридического лица, которому он предоставлен;
2) юридическое лицо, предоставившее персонал, не несет ответственности за результаты работы этого персонала;
3) доход юридического лица от предоставления персонала не превышает 10 процентов от общей суммы его затрат по предоставлению этого персонала за налоговый период.
(ч.12) В случае осуществления иностранным юридическим лицом деятельности на территории Республики Узбекистан на основании договора о совместной деятельности:
1) деятельность каждого участника такого договора образует постоянное учреждение в соответствии с положениями, установленными настоящей статьей;
2) исполнение налогового обязательства осуществляется каждым участником такого договора самостоятельно в порядке, определенном настоящим Кодексом.
(ч.13) Деятельность иностранного юридического лица образует постоянное учреждение в соответствии с положениями настоящей статьи с даты начала осуществления такой деятельности в Республике Узбекистан.
(ч.14) Датой начала осуществления иностранным юридическим лицом деятельности в Республике Узбекистан в целях применения настоящего Кодекса признается дата:
1) заключения любого следующего контракта (договора, соглашения) на:
а) оказание услуг в Республике Узбекистан, в том числе в рамках договора о совместной деятельности;
б) предоставление полномочий на совершение от его имени действий в Республике Узбекистан;
в) приобретение товаров в Республике Узбекистан для использования или реализации на территории Республики Узбекистан;
г) приобретение услуг для оказания услуг в Республике Узбекистан;
2) заключения первого трудового договора (соглашения, контракта) в целях осуществления деятельности в Республике Узбекистан;
3) прибытия в Республику Узбекистан физического лица - нерезидента, найма работника или иного персонала иностранным юридическим лицом для выполнения условий контракта (договора, соглашения), указанного в пунктах 1 или 2 настоящей части.
(ч.15) Если исполняются несколько условий, указанных в части четырнадцатой настоящей статьи, датой начала осуществления деятельности нерезидента в Республике Узбекистан признается наиболее ранняя из этих дат, но не ранее чем наступившая первой из дат, указанных в пунктах 2 и 3 части четырнадцатой настоящей статьи.
(ч.16) Иностранное юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в Республике Узбекистан, приводящую к образованию постоянного учреждения, обязано зарегистрироваться в качестве налогоплательщика в налоговом органе в порядке, определенном статьей 130 настоящего Кодекса.
(ч.17) Если иностранное юридическое лицо осуществляет предпринимательскую деятельность, приводящую к образованию двух и более постоянных учреждений, подлежащих регистрации в одном налоговом органе, регистрации подлежит одно постоянное учреждение совокупно по группе таких постоянных учреждений. Указанное правило не распространяется на деятельность, которая образует строительную площадку, строительный, монтажный или иной объект, указанный в пункте 1 части третьей настоящей статьи.
(ч.18) Если иностранное юридическое лицо имеет зарегистрированное постоянное учреждение, осуществляющее деятельность, указанную в частях второй, третьей или восьмой настоящей статьи, и осуществляет такую же или аналогичную деятельность по месту, отличному от места регистрации этого постоянного учреждения, осуществление такой деятельности также приводит к образованию постоянного учреждения, подлежащего регистрации с даты начала осуществления этой деятельности.
(ч.19) Если деятельность иностранного юридического лица носит передвижной характер (строительство дорог, разведка полезных ископаемых и другие виды деятельности передвижного характера), в этом случае весь проект рассматривается как постоянное учреждение, независимо от его передвижного характера.
(ч.20) Если после исключения постоянного учреждения из Единого реестра налогоплательщиков Республики Узбекистан в течение двенадцатимесячного периода иностранное юридическое лицо возобновляет деятельность, указанную в частях второй или третьей настоящей статьи, оно признается образовавшим постоянное учреждение и подлежит регистрации в качестве налогоплательщика с даты возобновления такой деятельности.
(ч.1) Если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты совершаемых ими сделок и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящей части лица признаются взаимосвязанными для целей налогообложения.