Зачем меняются правила налогообложения недропользователей

preview

Указ Президента №УП-6319 «О мерах по дальнейшему стимулированию геологоразведочных работ и совершенствованию порядка налогообложения недропользователей» от 6 октября 2021 года и проект изменений в НК существенно меняют правила налогообложения этой группы компаний. Зачем это делается, рассказал заместитель министра финансов Дильшод СУЛТАНОВ:

 

– «Цель реформы – привлечь инвесторов. Как национальных, так и иностранных. Действовавшая до сих пор система не стимулировала инвестиции так эффективно, как в других странах, из-за большой налоговой нагрузки на начальном этапе инвестиционного цикла.  

 

Что меняется

С 1 января 2022 года отменяются:

  • подписной бонус;
  • бонус коммерческого обнаружения;
  • земельный налог, в части проведения геологоразведочных, изыскательских работ.

Взамен вводится ежегодный лицензионный платеж за пользование недрами для геологического изучения. Он будет исчисляться исходя из отведенной площади и видов полезных ископаемых и будет относительно небольшим.

Лицензия на право поиска и разведку полезных ископаемых  по неизученным территориям с 1 января 2022 года будет выдаваться по принципу «первый пришел – первый получил».

По перспективным месторождениям будет проводиться аукцион, по изученным площадям – конкурсные торги.

На конкурсные торги планируется выставлять не только права пользования участками для геологического изучения, но и ранее разведанные участки недр по углеводородам, драгоценным, цветным, редким и радиоактивным металлам и иным рудным ископаемым, имеющим существенный коммерческий потенциал.

Организаторы или участники конкурсных торгов получили право предлагать повышенный размер ставок по налогу на рентный доход.

Стоимость прав пользования участками будет рассматриваться в качестве бонуса за право пользования недрами и перечисляться в бюджет. Это – рыночный механизм, когда стоимость платежа определяет не государство, а конкурирующие между собой инвесторы в зависимости от доходности перспективных месторождений.

Снизить затраты на поиск, разведку и разработку месторождений также помогут таможенные льготы:

  • обнуляются периодические таможенные платежи при временном ввозе спецтехники для геологоразведочных работ – на период поиска, разведки и разработки месторождений;
  • освобождается от таможенной пошлины импорт не производимых в Узбекистане оборудования, материально-технических ресурсов и спецтехники, используемых в геологоразведочных работах.

По поисковым и разведочным работам на нефть и газ таможенные льготы, предусмотренные №УП-2598, распространяются также и на отечественные предприятия.

Снижается срок возврата НДС, уплаченного при импорте, до 30 дней (ранее – 60).

 

Как изменится режим налогообложения компаний в период добычи полезных ископаемых

Налог за пользование недрами – остается, но Указ и проект изменений в НК существенно снижают его ставки по самым инвестиционно емким видам полезных ископаемых.

Например, по газу они снижены в 3 раза (с 30% до 10%), по нефти – в 2 раза (с 20% до 10%), по золоту и меди – на 30%, по урану – на 20%. Это сделано для того, чтобы недропользователь имел возможность добывать полезные ископаемые, извлечение которых требует повышенных затрат. При высоких ставках налога он старается разрабатывать природные ресурсы только при высоком содержании полезных веществ, чтобы оправдать свои расходы. Снижение ставок повысит рентабельность и менее эффективных месторождений. При этом ставки могут конкурировать со ставками, установленными в других странах.

Ставки налога за пользование недрами (роялти) в зарубежных странах*

Виды полезных ископаемых 

Базовые ставки налога за пользование недрами (роялти), в % 

Россия

Канада

Мексика

Аргентина

Лаос

Вьетнам

Танзания

Медь

8,0

15 (max)

7,5

13,0

7,0

13,0

6,0

Золото

6,0

15 (max)

7,5

8,0

8,0

15,0

7,0

 

Россия

Казахстан

Монголия, Гана

Колумбия

Китай

Замбия

Кения

Вольфрам

8,0

6,0

5,0

4,6

6,5

5,0

8,0

 

Россия

Казахстан

Канада

Аргентина

Колумбия

Вьетнам

Кения

Уран

5,5

18,5

15 (max)

8,0

10,0

10,0

10,0

* по данным Международного валютного фонда.

 

При этом ставки налога за пользование недрами предложены с учетом действующей системы налогообложения в других странах, в частности – налога на прибыль и налога с доходов в виде дивидендов. Так, ставка налога на прибыль в России и Казахстане составляет 20%, а налог с доходов в виде дивидендов – 13% и 5% соответственно. Тогда как в Узбекистане ставка налога на прибыль и доходов в виде дивидендов составляет 15% и 5% соответственно.

Предусматривается исключить из налоговой базы по налогу за пользование недрами расходы, связанные с транспортировкой и переработкой. В международной практике широко применяется механизм «Netback», который заключается в том, что цена в конкретной точке цепочки поставок определяется на основе «обратного отсчета» от конечной стоимости продукта за вычетом затрат по транспортировке и переработке.

Наряду со снижением ставок налога за пользование недрами вводится рентный налог для недропользователей, добывающих нефть, природный газ, газовый конденсат, драгоценные, цветные, редкие и радиоактивные металлов на новых месторождениях. Он позволит инвесторам возместить капитальные расходы и получить требуемую доходность по инвестициям. Низкие ставки роялти и достаточность получаемых доходов для возмещения инвестиций будут стимулировать разработку месторождений с невысоким содержанием полезных ископаемых. Дополнительные доходы, получаемые за счет роста цен, повышения доходности, будут распределяться между государством и инвесторами.

Также вводятся льготы по налогу на имущество юридических лиц для новых нефтяных и газовых скважин. Они предусматривают освобождение от налога в первые 2 года, начиная с месяца ввода скважины в эксплуатацию. В последующие 3 года налог будет уплачиваться по сниженной в 2 раза ставке.

Еще одно важное изменение – экспортно-импортные операции с газом освобождаются от акцизного налога и таможенной пошлины. Сегодня на экспорт газа есть акциз, а при импорте – таможенная пошлина. После их обнуления инвесторы будут принимать решения исходя из своих экономических интересов и смогут свободно распоряжаться добытым природным газом.

 

Как все перечисленное повлияет на Госбюджет

Бюджет ничего не потеряет. Указ №УП-2598 и проект изменений в НК создают условия для частных инвесторов в области геологоразведочных работ и добычи полезных ископаемых. При этом для государственных предприятий предусматривается сохранение действующих ставок налога за пользование недрами.

Новая система налогообложения обеспечивает баланс интересов государства и инвестора. Вводимый рентный налог в среднесрочной перспективе даст хорошие поступления в бюджет. При этом он не станет бременем для недропользователей, так как будет уплачиваться только после возмещения ими всех капитальных затрат. Например, инвестор вложил в геологоразведку $100 млн. Пока он их не возместит за счет прибыли, рентный налог не платится.

Налог на рентный доход в совокупности с низкими ставками налога за пользование недрами, минимизацией платежей в бюджет при геологоразведке позволит инвесторам возмещать капитальные расходы и получать требуемую доходность по вложениям. Это привлечет в разработку и освоение новых месторождений десятки зарубежных инвесторов, которые создадут тысячи новых рабочих мест. Выиграет и бюджет – мы ожидаем в среднесрочной перспективе роста доходов бюджета от недропользователей, увеличение количества которых положительно скажется и на стабильности поступлений».