Как составить ценовую политику и защитить предприятие от налоговых доначислений

preview

С вступлением в силу раздела VI НК у предприятий возникает много вопросов по ценообразованию, поскольку цены теперь тесно связаны с налоговыми рисками. Что учесть, составляя ценовую политику, рассказала эксперт «Нормы» Эльвира ЖИЛЬЦОВА:

 

– В 2022 году в договорных отношениях и в бухгалтерском учете предприятия могут продолжать назначать цены, опираясь на условия рынка. Однако теперь они должны также вести налоговый учет ценообразования в целях исчисления налогов: налога на прибыль, НДФЛ, налога за пользование недрами, НДС, акцизного налога. А также – четко понимать, как та или иная ситуация выглядит с позиции налогового органа.

В частности:

№ п/п

Ситуация

Риски

1

Стороны сделки платят разные налоги – одна налог на прибыль и НДС, другая – налог с оборота

Возрастает внимание ОГНС к сторонам сделки, т.к. последние могут манипулировать ценами, скрывать налогооблагаемую базу, выводя часть оборота «в тень»

2

Стороны сделки – аффилированы

Вступают в силу правила трансфертного ценообразования

3

Одна из сторон сделки приобретает налоговую выгоду в результате заключения сделки по трансфертной цене

ОГНС вправе доначислять налоги по сокрытой налогооблагаемой базе стороне, которая от этих налогов уклонилась

При этом вышеперечисленные ситуации для ОГНС могут выглядеть совсем иначе, чем это происходит на практике. Предприятие может устанавливать цены не с целью уклонения от налогов, а чтобы получить максимальную прибыль. Цена может быть снижена с целью стимулировать реализацию и получить максимальную выручку. Например, предприятие применяет скидки, бонусы, проводит рекламные акции или просто снижает цену для определенного контрагента, с которым давно работает и в котором заинтересовано на перспективу.

 

Чем убедить налоговую

Единственный действенный аргумент – правильно оформленный расчет цен.

Существуют разные подходы к ценообразованию, не меняется только базовое правило: вы покрываете расходы предприятия и обеспечиваете вклад в прибыль.

Первым делом проведите бюджетирование: спланируйте объемы продаж, суммы и видов расходов. Основываясь на этих данных предприятие может определять для себя точку безубыточности, ассортимент продаж и, собственно, цены.

Ценообразование «затраты плюс» может применяться по формуле надбавки к полным или переменным затратам. Надбавка к полным затратам должна обеспечивать вклад в прибыль, надбавка к переменным затратам – покрывать постоянные расходы и опять же обеспечивать вклад в прибыль.

«Целевая цена» назначается определенной группе товаров с целью сохранения доли рынка и положения в конкурентной среде. В качестве аргументации используйте данные маркетинговых исследований цен конкурентов. Целевая цена также может быть установлена на товары, цены на которые регулирует государство.

Одновременно с этим примите в расчет территорию покрытия продаж – г. Ташкент и области, оптовые рынки, обычные рынки и отдельно стоящие магазины. Этот вопрос следует изучать отдельно, т.к. могут быть «вторичные продажи» вашего товара через покупателей, купивших продукт с целью перепродажи. Может возникнуть перетекание запасов между территориями продаж и это будет влиять на ваш результат.

Нормы ПКМ №489 от 14.08.2020 г. также накладывают на предприятия обязательство – исчислять НДС на базе рыночных цен. Т.е. какие бы цены не назначало предприятие на реализуемые активы, налогообложение будет происходить без ущерба государству. Рыночную стоимость можно определить по:

  • собственным сведениям о рыночных ценах (прайс-листы);
  • данным информационно-ценовых агентств;
  • данным СМИ;
  • биржевым сводкам;
  • таможенной статистике ГТК (по запросу или в официальном источнике);
  • сведениям уполномоченных органов, устанавливающих нормативы для определения цен в случаях, предусмотренных законодательством.

Отдельно опишите в ценовой политике ситуации, возникающие в связи с сезонностью. Так, чтобы повысить оборачиваемость запасов, предприятие может снижать цены в «не сезон». Либо, если скоро истекает срок годности, предприятие также может снизить цены (предоставить скидки) на свои товары. Эти ситуации предусмотрены ПКМ №489, и законодатель допускает снижение рыночной цены в связи с этим.

Внимание

Есть и другие важные вопросы составления ценовой политики, мы их рассмотрим в ходе вебинара:

 

Вам могут пригодиться публикации: