Как оприходовать материалы, полученные в результате ликвидации основного средства

preview

Предприятие ликвидирует устаревшее производственное оборудование. Как правильно оформить и оприходовать полученные при разборке узлы, детали и прочие материалы, по просьбе buxgalter.uz разъяснила заместитель директора Департамента методологии бухгалтерского учета и аудита МФ Асал ХАШИМОВА:

 

– Основные средства подлежат ликвидации, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно, а также в случаях, перечисленных в п. 6 Положения о порядке списания с баланса стоимости основных средств.

Порядок бухгалтерского учета и документального оформления списания основных средств должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия.

Решение о списании ОС в связи с их ликвидацией принимает комиссия под председательством руководителя хозсубъекта (его заместителя) или главного инженера. В состав комиссии обязательно включаются работники бухгалтерии. 

Один из способов ликвидации ОС – полный или частичный демонтаж. Его можно выполнить собственными силами или привлечь сторонних лиц. После демонтажа оставшиеся материалы приходуются в бухгалтерском учете.

При списании используйте формы акта о ликвидации ОС и акта о ликвидации транспортных средств, утвержденные Положением о порядке списания с баланса стоимости основных средств.

Внимание

Нельзя демонтировать основные средства до утверждения акта о ликвидации. Акт ликвидации ОС – первичный документ, фиксирующий списание ОС.

После того, как объект будет полностью демонтирован, бухгалтерия предприятия составляет справку о затратах, связанных с ликвидацией основных средств, и поступлении материальных ценностей от их ликвидации.

Все годные для использования узлы, детали и материалы, включая цветные и драгоценные металлы, приходуются на счета группы 1000 «Материалы» исходя из их текущей стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету.

Непригодные материалы приходуются как вторичное сырье (лом, ветошь или дрова) и используются по усмотрению предприятия либо реализуются или утилизируются в установленном законодательством порядке.

Текущая стоимость – это стоимость ТМЗ по действующим рыночным ценам на определенную дату или сумма, достаточная для приобретения актива или исполнения обязательства при совершении сделки между осведомленными, желающими совершить такую сделку, независимыми друг от друга сторонами .

Пример
Поступление материалов в результате выбытия ОС.
Предприятие собственными силами демонтирует и списывает непригодный к использованию производственный станок.
  • Первоначальная стоимость станка – 15 000 тыс. сум.;
  • начисленная на момент выбытия амортизация – 12 600 тыс. сум.;
  • сальдо переоценки – 1 600 тыс. сум.

Оприходован металлолом по текущей стоимости ­– 410 тыс. сум. Работнику за разборку начислена заработная плата – 340 тыс. сум., социальный налог по ставке 12% – 40,8 тыс. сум.

Убыток от списания станка составит 770,8 тыс. сум. (15 000 – 12 600 – 1 600 – 410 + 340 + 40,8).

Проводки:

Содержание
хозяйственной операции

Сумма,
тыс. сум.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Списана первоначальная стоимость станка

15 000

9210

0130

Списан накопленный износ станка

12 600

0230

9210

Списано сальдо переоценки станка

1 600

8510

9210

Оприходован металлолом

410

1010 или 1090

9210

Начислена зарплата работнику, разбиравшему станок

340

9210

6710

Начислен социальный налог с зарплаты работника (12 %)

40,8

9210

6520

Определен финансовый результат (убыток) от выбытия станка

770,8

9430

9210