Как учесть имущество, переданное в доверительное управление

preview

«Был заключен договор доверительного управления имуществом. Предприятие – доверительный управляющий оприходовало имущество на бухсчет 0100 и начисляет амортизацию. Кроме этого, предприятие по этому же договору оплачивает арендную плату за пользование этим имуществом. Как правильно учитывать имущество, полученное по договору доверительного управления? Чем отличается учет имущества, полученного на основании договора оперативной аренды и договора доверительного управления?».

На вопросы ответила эксперт «Нормы» Ольга БУСАРОВА:

 

– Прежде всего следует заметить, что договор доверительного управления имуществом  и договор аренды имущества  – это разные виды обязательств, которые следует отражать в отдельных договорах. По договору аренды собственник имущества получает доход, а по договору доверительного управления, наоборот, доверительный управляющий может получать доход от исполнения обязанностей доверительного управления.

В то же время доверительный управляющий в рамках распоряжения имуществом может по отдельному договору сдать его в аренду своему предприятию.

Полагаю, сторонам договора надо получить визы юристов на заключенном ими договоре, чтобы исключить спорные или ошибочные положения этого договора.

1. Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему .

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет .

Об этом же указано в Налоговом кодексе.

Доверительный управляющий обязан вести раздельный учет объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, по деятельности доверительного управления, осуществляемой в интересах учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), и иной деятельности .

Согласно такому договору на доверительного управляющего могут быть возложены обязанности по исполнению налогового обязательства, а также по составлению и представлению налоговой и финансовой отчетности за учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя). В этом случае исполнение такого налогового обязательства осуществляется от имени лица, являющегося доверительным управляющим .

Соответственно, например, расходы в виде амортизации имущества являются расходами учредителя доверительного управления , а не доверительного управляющего.

2. При получении имущества в пользование по договору оперативной аренды учет его ведется на забалансовом бухсчете 001 «Основные средства, полученные по оперативной аренде».

Имущество, полученное доверительным управляющим, как указано выше, учитывается на отдельном балансе.

Внимание
Учет при доверительном управлении в целях расчета НДС ведется аналогично учету по договору простого товарищества . Учет доходов и расходов в целях расчета налога на прибыль осуществляется в соответствии со ст. 322 НК.