Когда платежное приложение должно выдать фискальный чек

03.11.2022

1 ноября 2022 года платежные сервисы приостановили некоторые виды оплаты, в том числе – оплату на местах, через QR-код и некоторые виды дистанционной оплаты. К вечеру того же дня их работа была восстановлена. Может ли эта ситуация повториться, и как можно не допустить этого?

Buxgalter.uz изучил опубликованные заявления, побеседовал с представителями бизнеса и пришел к определенным выводам. Надеемся, они будут полезны для дальнейшего развития системы онлайн-ККТ и автоматизации налогового администрирования.

 

Причиной сложившейся ситуации платежные системы и субъекты предпринимательства в официальных объявлениях называли «технические работы». Маркетплейсы и платежные организации должны интегрировать свои системы с оператором фискальных данных и наладить формирование фискальных чеков при расчетах между продавцами товаров (услуг) и их покупателями. У этих требований есть правовое основание:

  • №ПП-5252 «О дополнительных мерах по совершенствованию использования контрольно-кассовой техники в сфере розничной торговли и оказании услуг» от 04.10.2021 г.;
  • приложения №1 и №1a к ПКМ №943 «О мерах по обеспечению применения онлайн контрольно-кассовых машин и системы виртуальной кассы» от 23.11.2019 г.;
  • ст. 227-1 НК.

В рамках этих НПА налоговики требуют от предпринимателей соблюдать законодательство и выдавать покупателю фискальный чек при расчетах с ним. Это нужно, чтобы:

  • покупатели могли получить кешбек;
  • обеспечить автоматизацию налогового администрирования, в частности – автоматическое формирование отчетов по налогам;
  • обеспечить полноту уплаты налогов.

Однако в ходе реализации этих требований возникает масса технических вопросов, которые на практике решить сложно или невозможно. Они обусловлены:

  • многообразием бизнес-моделей у предприятий;
  • неоднозначным толкованием отдельных норм НПА;
  • необходимостью соблюдать нормы НК при исчислении налогов.

Рассмотрим несколько примеров.

 

1. Учреждение общепита предоставляет возможность клиентам при помощи интернета или телефона заказать еду с доставкой на дом и оплатить оказанные услуги через платежное приложение.

Как правильно рассматривать этот случай: как расчеты на местах или как дистанционную оплату? Однозначного ответа – нет. На практике могут быть реализованы следующие варианты:

  • фискальный чек онлайн-ККМ может быть распечатан в здании ресторана, и курьер доставит его вместе с заказом;
  • онлайн-ККМ может быть с собой у курьера, он выбивает чек при передаче товара заказчику;
  • фискальный чек может сформировать платежное приложение, через которое осуществлялся расчет;
  • ресторан может свой сайт или мобильное приложение интегрировать с оператором фискальных данных и создать функционал по формированию фискального чека в мобильном приложении.

Нужно ли в этой ситуации ограничивать бизнес и требовать, чтобы фискальный чек был сформирован исключительно платежным сервисом, через который проводится оплата?

 

2. Предприятие общепита продает готовые блюда с доставкой, оплатить заказ можно через платежные приложения, наличными деньгами или пластиковой картой.

В случае с наличкой и пластиковой картой чек можно распечатать только при помощи онлайн-ККМ или виртуальной кассы, другого варианта – нет. Почему при электронных расчетах нужно исключать возможность выдачи чека при помощи онлайн-ККМ или виртуальной кассы и требовать, чтобы формировало платежное приложение, через которое прошла транзакция?

 

3. Клиент заказывает в интернете несколько товаров, каждый из которых имеет свой ИКПУ, и оплачивает их через платежное приложение.

В этом случае при формировании фискального чека в платежном приложении возникает масса проблем с отражением в чеке перечня проданных товаров. На этом этапе в данной ситуации самый оптимальный вариант – формировать фискальный чек при помощи онлайн-ККМ или виртуальной кассы и доставлять его покупателю.

 

4. Фискальные чеки платежных приложений автоматически садятся в расчеты по налогам как реализация.

В этой ситуации возникают сложности с отражением выручки при расчетах по долгосрочным контрактам, при авансовых платежах и расчетах по договорам рассрочки. Сложившаяся ситуация даже способствовала формированию мнения, что для маркетплейсов метод начисления отменен. Хотя оно ошибочное, конечно.

В данном случае налицо – недоработки платежных сервисов и оператора фискальных данных, которые должны были разработать и внедрить необходимый функционал.

 

5. Магазин, реализующий товары в кредит, интегрировал кассовую технику с платежным приложением. Автоматически при оплате клиента через платежное приложение онлайн-ККМ распечатывает чек. Первый – с QR- кодом – доставляется покупателю с товаром. А вот чеки, формируемые при погашении кредита, доставить пока нет возможности.

Покупатель за этим чеком не поедет, кешбек по нему не положен, магазину доставлять такие чеки тоже накладно. Отправить ссылку на такой чек покупателю тоже нет возможности, так как они без QR-кода. В общем, решение вопроса о передаче таких чеков покупателю пока подвисло. При этом продавец, покупатель и налоговые органы на своих сервисах видят эти оплаты.

Продолжать перечислять ситуации смысла нет... Практически в каждом примере будут свои нюансы, обусловленные конкретными бизнес-процессами. Некоторые особо продвинутые участники рынка уже научились работать так, чтобы клиент в обязательном порядке получал чек с QR-кодом, дающий право на кешбек, а продавец, покупатель и налоговые органы могли отслеживать все расчеты с населением.

При этом технологии не стоят на месте. Оптимисты утверждают, что технически можно решить любую задачу. Но для этого нужно время, чтобы все осмыслить и воплотить.

Прописать правила для каждой ситуации пока не представляется возможным. Когда именно такая возможность появится, сказать пока тоже сложно. Любая унификация приведет к недопониманию и спорам, т.е. – к тому, что происходит сейчас.

В приоритете должно быть исполнение условия – выдать соответствующий требованиям чек ККТ при расчетах с населением за оказанные услуги и проданные товары. Для этого:

  • платежные сервисы должны давать своим клиентам возможность формировать фискальный чек при дистанционных расчетах. Но применить ли эту возможность в каждом конкретном случае, должны решать на основе договоренностей платежная система и продавец товаров и услуг. При этом у продавца всегда должна оставаться возможность выдать фискальный чек при помощи онлайн-ККМ, виртуальной кассы или же – интегрировать свой ресурс с ОФД;
  • в целях упорядочения контроля и налогового администрирования целесообразно обязать предпринимателей, осуществляющих расчеты с населением декларировать перед налоговыми органами применяемые им схемы расчетов и выдачи фискального кассового чека покупателям. При этом отступление от заявленного можно уже считать правонарушением, за которое – установить штрафные санкции.

 

P.S.: Требование, чтобы платежные операторы выдавали фискальные чеки, существует с марта 2022 года. Сотрудники ГНК много раз разъясняли его, но оно еще не реализовано. Операторы платежных систем, не сумев его выполнить, просто отключили часть функций.

Представляется, что такие действия – неконструктивны. От этого пострадали и предприниматели, и потребители. Если у платежных операторов возникают трудности в выполнении требований законодательства, нужно об этом говорить со специалистами ГНК, обсуждать и находить решения. Примеры успешных диалогов налоговиков и бизнеса – есть.

 

 

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал