Можно ли затраты на ремонт арендуемого помещения растянуть на несколько лет

02.12.2022

«Чтобы привлечь новых покупателей и увеличить доход, компания планирует открыть новую торговую точку в арендованном помещении. Но уже сейчас понятно, что перепроектировка объекта под свои цели повлечет большие финансовые затраты. Возможно ли затраты на ремонт и перепроектировку арендованного помещения списывать не единоразово на расходы, а течение 3–5 лет?».

На вопрос ответила эксперт «Нормы» Татьяна ЛЫМАРЕВА:

 

– Затраты на все виды ремонта (текущий, средний или капитальный), а также на поддержание производственных основных средств в рабочем состоянии (техосмотр, уход) :

  • признаются в качестве расходов в том отчетном периоде, в котором они возникли;
  • не увеличивают стоимость объекта аренды (не капитализируются).

Капитализируются только те затраты, которые в дальнейшем приведут к дополнительной экономической выгоде  :

  • увеличат производительность, сроки полезного использования, мощность оборудования и объемы выпускаемой продукции;
  • позволят сократить производственные затраты и т.п.

Т.е. капитализируются затраты на достройку, дооборудование и модернизацию в целях изменения технологического или служебного назначения ОС, повышения нагрузок и других качественных изменений. А также – затраты на реконструкцию (переустройство, направленное на улучшение качества и изменение номенклатуры продукции (работ, услуг)).

Техническое перевооружение предполагает замену морально устаревших и физически изношенных ОС или их частей на новые, более производительные .

Напомним, также, что для достройки и реконструкции необходима проектно-сметная документация. Построенные или реконструированные здания (сооружения) должны пройти процедуру приемки в эксплуатацию .

Те же нормы содержатся и в п. 52 НСБУ №6. В частности:

  • затраты арендатора на улучшение объекта оперативной аренды (благоустройство, достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение и т. п.) отражаются как капитальные вложения, увеличивающие стоимость объекта оперативной аренды.

В рассматриваемом случае:

1) если ремонт торгового павильона не предполагает достройки и реконструкции (например, вы ограничитесь дорогостоящим визуальным оформлением торгового зала) – капитализировать эти затраты вы не сможете.

В этом случае отразите их как текущие затраты (с использованием счетов Дт 2010 «Основное производство», Дт 9410 «Расходы по реализации») в том отчетном периоде, в котором они возникли.

Учет самого объекта аренды вы ведете на забалансовом счете 001 «Основные средства, полученные по договору оперативной аренды»

2) если же вы реконструируете торговый павильон (заменяете или  перепланируете инженерные коммуникации, меняете уровень пола или конфигурацию помещения, встраиваете печи, к примеру, для производства свежей выпечки в торговом павильоне или демонстрационные стенды для проверки работы реализуемых стиральных или посудомоечных машин и т.п.), для отражения таких затрат можно использовать счет 0800 «Счета учета капитальных вложений».

Подробнее об этом читайте тут:

 

Здесь также стоит задуматься и об экономической обоснованности таких расходов для арендатора с точки зрения возможности их вычесть при расчете налога на прибыль.

Например, можно предположить, что такой ремонт экономически обоснован и связан с деятельностью налогоплательщика, поскольку перестройка продиктована особенностями реализуемого товара, позволяет обеспечить его сохранность и лучший товарный вид, наглядно продемонстрировать функции. Также состояние помещения формирует у клиента общее впечатление об организации и может влиять на его решение приобрести товар именно у этой организации и т.п. Все это нужно документировать. Например, – составить предварительную смету расходов исходя из маркетинговых исследований и т.д.

Если в результате больших затрат на ремонт вы получите убыток по итогам 2022 года, в целях расчета налога на прибыль можете перенести его на следующие налоговые периоды . Подробнее об этом здесь:

 

Еще один важный момент – это то, что плата за пользование арендованным имуществом может включать определенные обусловленные договором затраты нанимателя по улучшению этого имущества .

Если объект оперативной аренды улучшен с разрешения арендодателя, по истечении срока договора оперативной аренды или при расторжении его арендатор имеет право потребовать возмещения всех произведенных с этой целью затрат.

Затраты на улучшения, произведенные без разрешения арендодателя и не отделимые от объекта оперативной аренды без причинения ему ущерба, по истечении срока договора оперативной аренды или при расторжении его безвозмездно переходят к арендодателю, если иное не предусмотрено договором оперативной аренды. Однако, если эти улучшения отделимы без причинения ущерба объекту оперативной аренды, арендатор может изъять их, если арендодатель не согласен возместить их стоимость .

Т.е. условиями договора аренды вы можете урегулировать вопрос возмещения понесенных затрат на ремонт и перепланировку.

 

 

Разъяснения экспертов отражают их мнение и создают информационную основу для принятия Вами самостоятельных решений.
Чтобы получать новости от Buxgalter.uz первыми, подписывайтесь на Telegram-канал