«Горячие» вопросы-ответы про чеки онлайн-ККТ. Часть 1

preview

Мы подвели итоги вебинара об обязательных требованиях к чеку онлайн-ККТ и самые важные вопросы-ответы опубликуем, пусть они будут у вас под рукой.

Напоминаем: на вопросы участников вебинара отвечал директор ООО «RIG» Рустам ЯКУБОВ:


 1. Сотрудник ЦОТУ предупредил, что мы попали в сводки ОФД как торговая точка, в кассовых чеках которой есть ошибки в ИКПУ. И даже уже подсчитано количество чеков с неправильным ИКПУ и общая стоимость реализованного по ним товара. У нас это около миллиона сум. Специалист рекомендует исправить ошибки до окончания месяца и напоминает, что с 1 марта вступила в силу норма ст. 223 НК, предусматривающая штрафы за ИКПУ, не соответствующие номенклатуре товаров. Откуда в ЦОТУ такая информация? И что теперь делать, чтобы не заработать штраф? Корректировка чеков – это очень трудоемкий процесс, у нас некому поручить эту работу».

– Действительно, ОФД предоставляет ЦОТУ информацию о клиентах, в чеках которых есть ошибочные ИКПУ. Это делается для того, чтобы ЦОТУ содействовали своим клиентам в настройке кассовой техники и чеки пробивались без ошибок. Но информация, которую получает ЦОТУ, – неполная, она включает в себя только те ошибки, которые могут выявить программы налоговых органов. Возможные причины таких ошибок:

  • на кассе установлено устаревшее программное обеспечение, не поддерживающее автозамену устаревших ИКПУ на новые;
  • опечатка вашего оператора при вводе номенклатуры товаров в память онлайн-ККТ. Например, вместо 1234567 он нечаянно ввел 1234568. И такого ИКПУ нет в каталоге;
  • товар в онлайн-ККМ введен без ИКПУ.

Однако на практике таких ошибок может быть больше. Например, по факту продана колбаса, а ИКПУ указан от картофеля. Или – в чеке указана товарная группа (например, «медикаменты») и действующий ИКПУ от аспирина. Программа такие нарушения выявлять пока не может, но они тоже подпадают под действие ст. 223 НК и влекут штраф. Они могут быть выявлены в ходе изучения ваших электронных чеков или выездной налоговой проверки.

Поэтому мониторинг чеков нужно вести регулярно, а корректировку в случае выявления ошибки не откладывать на последний день.

 

Итак, если выявлена ошибка в ИКПУ:

1) Не подписывайте счета-фактуры, пока не убедитесь, что указанные в них ИКПУ соответствуют текущей версии tasnif.soliq.uz. Правильный ИКПУ перенесите в онлайн-ККТ.

2) Исправьте неправильные ИКПУ в памяти онлайн-ККТ. Это прекратит дальнейшее тиражирование ошибки.

3) Используйте последние версии ПО, поддерживающие автообновление ИКПУ в соответствии с текущей версии tasnif.soliq.uz. У виртуальных касс этот процесс запускается автоматически при включении, в онлайн-ККМ базу данных нужно обновить на компьютере, а затем переустановить в память онлайн-ККТ.

4) Периодически проверяйте правильность указываемых ИКПУ, за техникой тоже нужен контроль.

5) Скорректируйте чеки, пробитые с ошибкой. Вам в помощь рекомендация:

 

2. «В спешке наши продавцы в чеках иногда не указывают количество товара, проданного по чеку, а стоимость вводят вручную. Какие последствия это может повлечь?».

– Каждый установленный реквизит чека несет определенную функциональную нагрузку. Если что-то не указано, система не сможет сработать правильно. Вам будет полезна наша рекомендация:

В частности, не указать количество реализованного по чеку товара, система онлайн-ККМ не сможет правильно сформировать потоварный отчет. Он доступен в интерактивной услуге «Информация об онлайн-ККМ и виртуальных кассах» на my.soliq.uz. Например, если вы продали 3 единицы товара, а в чеке не указали количество, при формировании отчета машина посчитает 1 единицу товара по стоимости трех.  

Устранить ошибку в ранее пробитых чеках можно при помощи функционала для корректировки чеков. В новых – информация о единице измерения или упаковке подтягивается из памяти онлайн-ККТ, а количество вводит продавец в момент реализации товара. Эта операция может иметь свою специфику в зависимости от модели, поэтому проконсультируйтесь с вашим ЦОТУ.

Обратите внимание: использование онлайн-ККМ и виртуальной кассы запрещается, если чек не соответствует даже одному обязательному требованию пунктов 5 и 8 Технических требований к онлайн-ККТ. А реализация товаров без применения онлайн-ККТ влечет санкции, предусмотренные ст. 221 НК.

 

3. «Фирма занимается розничной торговлей, расширяет сеть магазинов по всей республике. Ассортимент для всех магазинов – стандартный, но они используют онлайн-КММ и виртуальные кассы разных моделей и производителей. Самое сложное и трудоемкое в работе с онлайн-ККТ – это вводить номенклатуру товара. Сейчас в каждую модель онлайн-ККТ и виртуальной кассы мы отдельно вводим один и тот же перечень товаров. Нет ли технической возможности упростить эту работу?».

– Пока такой возможности нет.

Рекомендую создать перечень товаров в Excel со всей необходимой информацией. В дальнейшем вам нужно будет просто перенести информацию из Excel в память онлайн-ККТ. При этом будьте внимательны с ИКПУ: Excel может видоизменять изначально введенные значения, например, убрать первый ноль, если ИКПУ начинается с этой цифры.

НИЦ «Yangi texnologiyalar» совместно с производителями онлайн-касс работает над созданием нового функционала в персональном кабинете налогоплательщика на tasnif.soliq.uz. В результате у налогоплательщика появится возможность в персональном кабинете сформировать перечень товаров для онлайн-ККТ и отсюда же при помощи специальной кнопки отправлять его в память онлайн-ККТ или виртуальной кассы. При этом марка или модель кассы не будут иметь значения. Формировать списки можно будет дистанционно. Например, – создать единый список в головном офисе в Ташкенте и отправить в память кассы, установленной в любом другом регионе. Также этот функционал автоматически будет актуализировать ИКПУ.

 

4. «Можно ли на кассе изменить настройки времени и пробить нужный чек задним числом, например, когда не успели пробить все нужные чеки в соответствующем налоговом периоде?».

– При вмешательстве в настройки времени касса не будет соответствовать обязательным Техническим требованиям. Это противозаконно, пользоваться такой кассой нельзя.

Чек онлайн-ККТ должен быть пробит в момент продажи, а не в другой день или в конце рабочего дня.

 

5. «Нужно ли в бухгалтерии хранить распечатанные чеки, принятые от сотрудников для расчетов, ведь у налоговых органов и так есть они в электронной форме?».

– Электронные чеки хранятся в системе 5 лет, но сохранить в бухгалтерии оригинал, думаю, тоже будет не лишним. Чек маркетплейса или платежной организации можно сохранять в виде ссылки на электронный документ, чеки онлайн-ККМ или виртуальной кассы храните распечатанными.

Чек – это первичный бухгалтерский документ, который может понадобиться в самых различных ситуациях. А для доступа к электронной версии нужен QR-код, без него найти нужный чек будет очень сложно. Поэтому рекомендую по-прежнему собирать и хранить. Чисто с практической точки зрения скрины электронных чеков и копии (сканы) печатных чеков наиболее удобны, так как вы видите всю информацию по чеку.

Buxgalter.uz рекомендует

Еще больше важной информации вы можете получить, просмотрев записи наших вебинаров:

Подготовил Олег ГАЕВОЙ


Онлайн-ККТ Онлайн-ККТ Онлайн-ККТ /ru/publish/doc/text189085_goryachie_voprosy-otvety_pro_cheki_onlayn-kkt_chast_1