Ответы на ваши вопросы есть в Buxgalter Pro:
Какими бухгалтерскими проводками отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками

Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками – одна из ключевых обязанностей бухгалтера. В статье разберем, по каким счетам учитываются обязательства перед поставщиками и какие документы являются основанием для проводок:
Чтобы не пропустить нужное разъяснение, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Бухгалтерские проводки с поставщиками и подрядчиками
Бухучет расчетов с поставщиками и подрядчиками базируется на документации, подтверждающей факт оказания услуги, поставки товара или выполнения работ. Это – договоры, ЭСФ, акты выполненных работ, накладные и платежные документы.
Основной бухсчет, применяемый для учета обязательств перед поставщиками, – 6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Основные проводки
- Если договор предусматривает предоплату за товары или услуги:
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|
Аванс поставщику |
4310 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под товарно-материальные запасы» или 4320 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под долгосрочные активы» |
5110 «Расчетный счет» |
- Зачисление аванса в счет поставки товара или оказания услуг:
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|
Зачет уплаченного аванса |
6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
4310 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под товарно-материальные запасы» или 4320 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под долгосрочные активы» |
- Поступление активов и услуг по договору, возникновение задолженности перед поставщиком:
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|
Поступление активов или услуг |
0800 «Капитальные вложения» 1000 «Материалы» 2010 «Основное производство» 2910 «Товары на складе» 9400 «Расходы периода» |
6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
- Если поступили активы или предоставлены услуги, которые не соответствуют условиям договора (брак, некомплект, несоответствие по цене, объему или другим характеристикам):
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|
Предъявление претензии поставщику |
4860 «Платежи к получению по претензиям» |
6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Внимание!
Используйте счет 4860, если:
1) не принимаете товар/услугу к учету по причине брака, некомплекта или других нарушений условий договора;
2) хотите зафиксировать сумму, по которой предъявляется претензия, но оплата пока не производится;
3) планируете урегулировать ситуацию с поставщиком через возврат, замену, скидку или компенсацию.
- Зачет НДС, если покупатель и поставщик – плательщики НДС:
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|
Зачет входного НДС |
4410 «Авансовые платежи по налогам и сборам в бюджет (по видам)» |
6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
Отражение зачета суммы НДС |
6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)» |
4410 «Авансовые платежи по налогам и сборам в бюджет (по видам)» |
- Оплата долга поставщику после получения товара или услуги:
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
дебет |
кредит |
|
Выплата задолженности |
6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» |
5110 «Расчетный счет» |
Buxgalter.uz рекомендует
Примеры проводок по поставщикам и подрядчикам
В бухгалтерских программах (1С, 1UZ) учет операций с поставщиками и подрядчиками автоматизирован. Программы формируют проводки на основании введенных документов. Рассмотрим пример:
- Компания заключила с поставщиком офисной техники договор на поставку ноутбуков. Сумма договора – 112 млн сум., из них НДС – 12 млн сум. Согласно договору компания должна внести 20% предоплаты. Согласно своей учетной политике организация учитывает ноутбуки как основные средства.
1. Перечисление аванса поставщику
Документ: платежное поручение.
Проводка:
Дебет 4320 |
22 400 000 сум. |
Кредит 5110 |
22 400 000 сум. |
2. Поставщик отправил технику. Поступление ноутбуков на склад.
Документ: счет-фактура, накладная.
Проводка:
Дебет 0820 |
100 000 000 сум. |
Кредит 6010 |
100 000 000 сум. |
3. Зачет НДС от купленных основных средств
Проводка:
Дебет 441X |
12 000 000 сум. |
Кредит 6010 |
12 000 000 сум. |
4. Отражение зачета НДС
Проводка:
Дебет 641X |
12 000 000 сум. |
Кредит 441X |
12 000 000 сум. |
5. Зачет уплаченного аванса
Проводка:
Дебет 6010 |
22 400 000 сум. |
Кредит 4320 |
22 400 000 сум. |
6. Окончательная оплата по договору
Документы: платежное поручение на оставшуюся сумму.
Проводка:
Дебет 6010 |
89600 000 сум. |
Кредит 5110 |
89 600 000 сум. |