Какими бухгалтерскими проводками отражаются расчеты с поставщиками и подрядчиками

preview

Контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками – одна из ключевых обязанностей бухгалтера. В статье разберем, по каким счетам учитываются обязательства перед поставщиками и какие документы являются основанием для проводок:

Чтобы не пропустить нужное разъяснение, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

Бухгалтерские проводки с поставщиками и подрядчиками

Бухучет расчетов с поставщиками и подрядчиками базируется на документации, подтверждающей факт оказания услуги, поставки товара или выполнения работ. Это – договоры, ЭСФ, акты выполненных работ, накладные и платежные документы.

Основной бухсчет, применяемый для учета обязательств перед поставщиками, – 6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Основные проводки

  • Если договор предусматривает предоплату за товары или услуги:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Аванс поставщику

4310 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под товарно-материальные запасы»


или


4320 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под долгосрочные активы»

5110 «Расчетный счет»

 

  • Зачисление аванса в счет поставки товара или оказания услуг:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Зачет уплаченного аванса

6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

4310 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под товарно-материальные запасы»


или


4320 «Авансы, выданные поставщикам и подрядчикам под долгосрочные активы»

 

  • Поступление активов и услуг по договору, возникновение задолженности перед поставщиком:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Поступление активов или услуг

0800 «Капитальные вложения»

1000 «Материалы»

2010 «Основное производство»

2910 «Товары на складе»

9400 «Расходы периода»

6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

  • Если поступили активы или предоставлены услуги, которые не соответствуют условиям договора (брак, некомплект, несоответствие по цене, объему или другим характеристикам):

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Предъявление претензии поставщику

4860 «Платежи к получению по претензиям»

6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 

Внимание!

Используйте счет 4860, если:

1) не принимаете товар/услугу к учету по причине брака, некомплекта или других нарушений условий договора;

2) хотите зафиксировать сумму, по которой предъявляется претензия, но оплата пока не производится;

3) планируете урегулировать ситуацию с поставщиком через возврат, замену, скидку или компенсацию.

 

  • Зачет НДС, если покупатель и поставщик – плательщики НДС:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Зачет входного НДС

4410 «Авансовые платежи по налогам и сборам в бюджет (по видам)»

6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Отражение зачета суммы НДС

6410 «Задолженность по платежам в бюджет (по видам)»

4410 «Авансовые платежи по налогам и сборам в бюджет (по видам)»

 

  • Оплата долга поставщику после получения товара или услуги:

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

Выплата задолженности

6010 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

5110 «Расчетный счет»

 

 

Примеры проводок по поставщикам и подрядчикам

В бухгалтерских программах (1С, 1UZ) учет операций с поставщиками и подрядчиками автоматизирован. Программы формируют проводки на основании введенных документов. Рассмотрим пример:

  • Компания заключила с поставщиком офисной техники договор на поставку ноутбуков. Сумма договора – 112 млн сум., из них НДС – 12 млн сум. Согласно договору компания должна внести 20% предоплаты. Согласно своей учетной политике организация учитывает ноутбуки как основные средства.

 

1. Перечисление аванса поставщику

Документ: платежное поручение.

Проводка:

Дебет 4320

22 400 000 сум.

Кредит 5110

22 400 000 сум.

 

2. Поставщик отправил технику. Поступление ноутбуков на склад.

Документ: счет-фактура, накладная.

Проводка:

Дебет 0820

100 000 000 сум.

Кредит 6010

100 000 000 сум.

 

3. Зачет НДС от купленных основных средств

Проводка:

Дебет 441X

12 000 000 сум.

Кредит 6010

12 000 000 сум.

 

4. Отражение зачета НДС

Проводка:

Дебет 641X

12 000 000 сум.

Кредит 441X

12 000 000 сум.

 

5. Зачет уплаченного аванса

Проводка:

Дебет 6010

22 400 000 сум.

Кредит 4320

22 400 000 сум.

 

6. Окончательная оплата по договору

Документы: платежное поручение на оставшуюся сумму.

Проводка:

Дебет 6010

89600 000 сум.

Кредит 5110

89 600 000 сум.

 

 

 

 

Шпаргалки главного бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера Шпаргалки главного бухгалтера /ru/publish/doc/text208754_kakimi_buhgalterskimi_provodkami_otrajayutsya_raschety_s_postavshchikami_i_podryadchikami