Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
Утвержден Водный кодекс Республики Узбекистан (№ЗРУ-1076 от 30.07.2025 г.). Он вступает в силу через 3 месяца – с 31 октября 2025 года. Закон «О воде и водопользовании» 1993 года утратит силу.
Buxgalter.uz подготовил краткий обзор положений нового Водного кодекса:
Чтобы не пропустить важные новости, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
В соответствии с Водным кодексом водопользователи – это и юрлица, и физлица, которые берут воду для своих нужд.
Водопользование делится на:
- общее: для собственных питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, водопой скота, купание, рыбалка, плавание на байдарке и безмоторной лодке. Общее водопользование не требует разрешения;
- специальное: забор насосами и другими водоподъемными устройствами, сброс сточных вод, плавание на водном транспорта. Разрешение на специальное водопользование необходимо получить, если забор воды превышает 5 м³ в сутки или есть сброс в водные объекты.
Государственный водный кадастр
Это систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый свод сведений о водных объектах, ресурсах, водном режиме, качестве и использовании вод, а также о водопользователях и водохозяйственных объектах, водоохранных зонах, прибрежной полосе и зоне санитарной охраны, питьевых, сточных и коллекторно-дренажных водах.
Составные части Водного кадастра:
- регистрация водных объектов, водопользователей и водохозяйственных объектов,
- учет количества и качества вод,
- оценка водных ресурсов и их использования.
Информация из кадастра предоставляется госорганам безвозмездно, а юридическим и физическим лицам – на платной основе.
Информационная система по водным ресурсам
Согласно Водному кодексу создается единая информационная система «Цифровое водное хозяйство». Управление ею осуществляет Министерство водного хозяйства.
Все водопользователи, причастные министерства и ведомства обеспечивают сбор, обработку и безвозмездное предоставление информации в Национальную информационную систему по водным ресурсам через систему «Электронное правительство» по установленным формам.
Забор воды осуществляется по заявке и договору
Забор воды осуществляется только при наличии договора и только из зарегистрированного места. Забор возможен в пределах квоты и лимита.
Заявка на забор воды подается за 10 дней до начала забора. Организации поставки воды уведомлением разрешают водозабор либо отказывают – исходя из лимитов водозабора, выделенных водопользователям, а также из уровня водности источника воды
В случае уменьшения объема или остановки забора воды водопользователи обязаны письменно сообщить об этом организации поставки воды, а в аварийных ситуациях·– по телефону или другими средствами связи.
Квота и лимит: в чем разница
Квота – объем воды, закрепленный за водопользователем.
Водопользователи могут продать часть принадлежащей им квоты водозабора другому водопользователю той же гидрографической зоны на договорной основе по согласованию с обслуживающей организацией поставки воды.
Лимит – сезонное распределение воды в пределах квоты с учетом водности источника. Например, в разрешении установлена квота забора 1000 м³ на год, но на вегетационный сезон указан лимит 600 м³ – больше забирать нельзя.
Водопользователь может передать сэкономленную воду в рамках выделенного ему лимита водозабора или сэкономленную воду в результате снижения потребности в воде другому водопользователю той же гидрографической зоны на договорной основе.
Договор о водопользовании
Без договора забор воды невозможен. В договоре указываются квоты водозабора, механизмы корректировки поставляемых объемов воды в зависимости от ежегодных или сезонных лимитов водозабора, размеры и механизмы оплаты за доставку воды, прочие условия доставки воды, а также права и обязанности сторон.
Организация поставки воды обязана заключить договор о водопользовании, если водопользователь находится в зоне ее обслуживания и имеет квоту водозабора.
Договоры регистрируются в информационной системе.
Учет и отчетность
Водопользователи при специальном водопользовании обязаны:
- вести ежедневный электронный журнал учета воды;
- установить счетчики (в т. ч. работающие в режиме онлайн);
- подписывать ежемесячные акты учета;
- установить в местах забора затворы или подобные механизмы, обеспечивающие закрытие/открытие потока воды.
Информация об объеме использованной водопользователями воды по каждому виду деятельности в течение отчетного периода доводится до сведения налоговых органов и водопользователей.
Разрешение на специальное водопользование
Выдается:
- на 5 лет – для утвержденных источников;
- до 2 лет – для неутвержденных запасов;
- на время строительства – отдельно.
Продление возможно при отсутствии изменений в условиях водопользования.
Платежи
Платежи за пользование водными ресурсами состоят из:
- налога за пользование водными ресурсами;
- платы за доставку воды и другие водохозяйственные услуги;
- платы за выкуп квот водозабора от других водопользователей – в соответствии с договором на переуступку части квоты;
- дополнительной платы за сверхлимитное водопользование – в соответствии с договором на сверхлимитное водопользование или переуступку части обязательства по доставке воды;
- компенсационной выплаты за загрязнение окружающей среды. Субъектами компенсационных выплат являются юридические и физические лица, осуществляющие сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности.
Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды, а также сверхлимитное (сверхнормативное) и иное нерациональное использование вод и водных объектов взимаются с дохода (прибыли) юридического лица, а все остальные платежи включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) водопользователей-юрлиц.
Законодательством могут быть установлены льготы по платежам за водопользование и компенсационным выплатам за загрязнение окружающей среды.
Внесение платы за пользование водами и водными объектами, компенсационных выплат за загрязнение вод и водных объектов не освобождает юридические и физические лица от рационального использования и охраны вод и водных объектов и от обязанности возместить причиненный ущерб.
Ответственность за нарушения порядка водозабора
Водным кодексом предусмотрена ответственность за нарушение юрлицами порядка водозабора для нужд рыбного хозяйства, промышленности, энергетики и быта.
Финансовые санкции применяются в судебном порядке, за исключением случаев добровольной уплаты юрлицами сумм финансовых санкций в месячный срок.
| Нарушение | За каждые 1 000 куб. м воды |
| Забор воды сверх установленного лимита | 20% БРВ |
| Забор воды без заключения договора | 30% БРВ |
| Забор воды без оснащения мест водозабора счетчиками и затворами | 5% БРВ |
| Забор воды без разрешения на специальное водопользование | 40% БРВ |
| Самовольный забор воды | 30% БРВ |
| За повторное нарушение в течение года после применения санкций | Штрафы увеличиваются в 5 раз |
Buxgalter.uz рекомендует
- Кто уплачивает налог за пользование водными ресурсами;
- Как уплачивать авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами;
- Как рассчитать и уплатить налог за пользование водными ресурсами по итогам года;
- Как рассчитать налог за пользование водными ресурсами производителям безалкогольных напитков и алкогольной продукции.
![]()