Новый Водный кодекс: обзор основных положений

preview

Утвержден Водный кодекс Республики Узбекистан (№ЗРУ-1076 от 30.07.2025 г.). Он вступает в силу через 3 месяца – с 31 октября 2025 года. Закон «О воде и водопользовании» 1993 года утратит силу.

Buxgalter.uz подготовил краткий обзор положений нового Водного кодекса:

Чтобы не пропустить важные новости, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

В соответствии с Водным кодексом водопользователи – это и юрлица, и физлица, которые берут воду для своих нужд.

Водопользование делится на:

  • общее: для собственных питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, водопой скота, купание, рыбалка, плавание на байдарке и безмоторной лодке. Общее водопользование не требует разрешения;
  • специальное: забор насосами и другими водоподъемными устройствами, сброс сточных вод, плавание на водном транспорта. Разрешение на специальное водопользование необходимо получить, если забор воды превышает 5 м³ в сутки или есть сброс в водные объекты.


Государственный водный кадастр

Это систематизированный, постоянно пополняемый и уточняемый свод сведений о водных объектах, ресурсах, водном режиме, качестве и использовании вод, а также о водопользователях и водохозяйственных объектах, водоохранных зонах, прибрежной полосе и зоне санитарной охраны, питьевых, сточных и коллекторно-дренажных водах.

Составные части Водного кадастра:

  • регистрация водных объектов, водопользователей и водохозяйственных объектов,
  • учет количества и качества вод,
  • оценка водных ресурсов и их использования.

Информация из кадастра предоставляется госорганам безвозмездно, а юридическим и физическим лицам – на платной основе.

 

Информационная система по водным ресурсам

Согласно Водному кодексу создается единая информационная система «Цифровое водное хозяйство». Управление ею осуществляет Министерство водного хозяйства.

Все водопользователи, причастные министерства и ведомства обеспечивают сбор, обработку и безвозмездное предоставление информации в Национальную информационную систему по водным ресурсам через систему «Электронное правительство» по установленным формам.

 

Забор воды осуществляется по заявке и договору

Забор воды осуществляется только при наличии договора и только из зарегистрированного места. Забор возможен в пределах квоты и лимита.

Заявка на забор воды подается за 10 дней до начала забора. Организации поставки воды уведомлением разрешают водозабор либо отказывают – исходя из лимитов водозабора, выделенных водопользователям, а также из уровня водности источника воды

В случае уменьшения объема или остановки забора воды водопользователи обязаны письменно сообщить об этом организации поставки воды, а в аварийных ситуациях·– по телефону или другими средствами связи.

 

Квота и лимит: в чем разница

Квота – объем воды, закрепленный за водопользователем.

Водопользователи могут продать часть принадлежащей им квоты водозабора другому водопользователю той же гидрографической зоны на договорной основе по согласованию с обслуживающей организацией поставки воды.

Лимит – сезонное распределение воды в пределах квоты с учетом водности источника. Например, в разрешении установлена квота забора 1000 м³ на год, но на вегетационный сезон указан лимит 600 м³ – больше забирать нельзя.

Водопользователь может передать сэкономленную воду в рамках выделенного ему лимита водозабора или сэкономленную воду в результате снижения потребности в воде другому водопользователю той же гидрографической зоны на договорной основе.

 

Договор о водопользовании

Без договора забор воды невозможен. В договоре указываются квоты водозабора, механизмы корректировки поставляемых объемов воды в зависимости от ежегодных или сезонных лимитов водозабора, размеры и механизмы оплаты за доставку воды, прочие условия доставки воды, а также права и обязанности сторон.

Организация поставки воды обязана заключить договор о водопользовании, если водопользователь находится в зоне ее обслуживания и имеет квоту водозабора.

Договоры регистрируются в информационной системе.

 

Учет и отчетность

Водопользователи при специальном водопользовании обязаны:

  • вести ежедневный электронный журнал учета воды;
  • установить счетчики (в т. ч. работающие в режиме онлайн);
  • подписывать ежемесячные акты учета;
  • установить в местах забора затворы или подобные механизмы, обеспечивающие закрытие/открытие потока воды.

Информация об объеме использованной водопользователями воды по каждому виду деятельности в течение отчетного периода доводится до сведения налоговых органов и водопользователей.

 

Разрешение на специальное водопользование

Выдается:

  • на 5 лет – для утвержденных источников;
  • до 2 лет – для неутвержденных запасов;
  • на время строительства – отдельно.

Продление возможно при отсутствии изменений в условиях водопользования.

 

Платежи

Платежи за пользование водными ресурсами состоят из:

  • налога за пользование водными ресурсами;
  • платы за доставку воды и другие водохозяйственные услуги;
  • платы за выкуп квот водозабора от других водопользователей – в соответствии с договором на переуступку части квоты;
  • дополнительной платы за сверхлимитное водопользование – в соответствии с договором на сверхлимитное водопользование или переуступку части обязательства по доставке воды;
  • компенсационной выплаты за загрязнение окружающей среды. Субъектами компенсационных выплат являются юридические и физические лица, осуществляющие сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и на рельеф местности.

Компенсационные выплаты за загрязнение окружающей среды, а также сверхлимитное (сверхнормативное) и иное нерациональное использование вод и водных объектов взимаются с дохода (прибыли) юридического лица, а все остальные платежи включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) водопользователей-юрлиц.

Законодательством могут быть установлены льготы по платежам за водопользование и компенсационным выплатам за загрязнение окружающей среды.

Внесение платы за пользование водами и водными объектами, компенсационных выплат за загрязнение вод и водных объектов не освобождает юридические и физические лица от рационального использования и охраны вод и водных объектов и от обязанности возместить причиненный ущерб.

 

Ответственность за нарушения порядка водозабора

Водным кодексом предусмотрена ответственность за нарушение юрлицами порядка водозабора для нужд рыбного хозяйства, промышленности, энергетики и быта.

Финансовые санкции применяются в судебном порядке, за исключением случаев добровольной уплаты юрлицами сумм финансовых санкций в месячный срок. 

Нарушение За каждые 1 000 куб. м воды
Забор воды сверх установленного лимита 20% БРВ
Забор воды без заключения договора 30% БРВ
Забор воды без оснащения мест водозабора счетчиками и затворами 5% БРВ
Забор воды без разрешения на специальное водопользование 40% БРВ
Самовольный забор воды 30% БРВ
За повторное нарушение в течение года после применения санкций Штрафы увеличиваются в 5 раз

 

 

 

 

Законодательство в Узбекистане: правовые акты, постановления для бухгалтера бухгалтерское законодательство, нормативно правовые акты по бухгалтерскому учету, правовая база для бухгалтера, нормативные акты для бухгалтера, законодательные акты Законодательство в сфере бухучета в Узбекистане. Изучите актуальные законодательные акты, указы, постановления в сфере бухгалтерского учета и налогов на buxgalter.uz! /ru/publish/doc/text209795_novyy_vodnyy_kodeks_obzor_osnovnyh_polojeniy