Уточненная налоговая отчетность: как привести практику в соответствие с законом

preview

Вчера налоговый консультант Иродахон АББОСХОНОВА провела опрос в своем Телеграм-канале о принятии налоговыми органами уточненной отчетности на уменьшение. Результаты неутешительные: автоматическое принятие – редкость, бухгалтеры вынуждены звонить, писать письма, месяцами ждать... Хотя Налоговый кодекс предписывает совсем другое.

Налоговый консультант поделилась с buxgalter.uz конкретными предложениями, как привести практику в соответствие с законом и сбалансировать интересы налогоплательщиков и налогового органа:

Чтобы не пропустить нужное разъяснение эксперта, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

– В опросе приняли участие 135 специалистов. Участникам был задан вопрос: как в вашем регионе обстоит практика приема уточненной налоговой отчетности, если в ней уменьшается сумма налога?

Как распределились ответы:

  • 4% – отчетность принимается автоматически в день подачи;
  • 74% – принимается только после звонка или письменного обращения;
  • 8% – принимается в течение месяца;
  • 12% – от 1 до 3 месяцев;
  • 8% – не принята даже спустя год.

Несмотря на относительно небольшую выборку, эти результаты отражают то, с чем сталкивается профессиональное сообщество на практике. Проблема имеет массовый характер и не ограничивается единичными случаями.

 

Что говорит Налоговый кодекс

Согласно статьям 82 и 83 Налогового кодекса налогоплательщик имеет право подать уточненную налоговую отчетность. Более того, в Кодексе отсутствуют какие-либо основания, по которым налоговый орган вправе не принять такую отчетность – даже если она приводит к уменьшению суммы налога. Это означает, что отказ в приеме, а также затягивание сроков принятия – нарушение норм законодательства.

 

Почему так происходит?

На практике налоговые органы действительно, как правило, не принимают отчетность автоматически. Да, возможно, в некоторых случаях снижение налоговых обязательств связано с недобросовестными действиями налогоплательщиков. Эти риски есть – никто не спорит. Но надо признать, что идеального общества не существует, и такие риски есть всегда – как в Узбекистане, так и в любой другой стране. Однако наличие отдельных негативных случаев не дает оснований ограничивать законные права всех налогоплательщиков.

 

А теперь к конструктиву

Критика без предложений – пустой звук. А предложения есть.

Налоговые органы доказали, что умеют эффективно управлять рисками. В качестве примера – система рейтинга, которая обрабатывает большие объемы данных и позволяет оперативно классифицировать налогоплательщиков по степени благонадежности. Тот же подход можно применить и к уточненной отчетности.

Вот как это может работать:

  • при подаче отчетности с уменьшением налога налогоплательщик заполняет электронную анкету с ключевыми параметрами;
  • система автоматически анализирует данные на предмет рисков;
  • если рисков нет – отчетность принимается автоматически, без вмешательства инспектора;
  • если риски есть – отчетность отправляется на «ручную» проверку. Такую проверку обязательно предусмотреть в Налоговом кодексе.

Этот подход позволит исключить субъективные задержки, освободит ресурсы налоговых органов и обеспечит соблюдение прав налогоплательщиков.

Уточненки фактически держатся на человеческом факторе – и так происходит не первый год. Не лучше ли, наконец, их автоматизировать?

 

 

 

Налоговый контроль в Узбекистане: виды проверок и права налогоплательщиков налоговый контроль, налоговая проверка, камеральная проверка, выездная проверка, права налогоплательщика, консультации по налогам Налоговый контроль: какие виды налоговых проверок существуют, как проходит камеральная и выездная проверка, какие права есть у налогоплательщика, как обжаловать действия инспекции. Консультации по подготовке документов и налоговой ответственности. Все ответы на вопросы на Buхgalter.uz! /ru/publish/doc/text209900_utochnennaya_nalogovaya_otchetnost_kak_privesti_praktiku_v_sootvetstvie_s_zakonom