Получите быстрые ответы, проверенные экспертами:
С 1 марта 2026 года при помещении товаров под таможенный режим «выпуск для свободного обращения» путем предварительного декларирования до их прибытия на пограничные пункты пропуска на 20% снижается сбор за таможенное оформление. И – не будут начисляться проценты при уплате таможенных платежей в рассрочку (с отсрочкой) сроком до 14 дней.
Это – лишь малая часть изменений в сфере таможенного администрирования, которые ожидают экспортеров и импортеров, включая уполномоченных экономических операторов, в течение всего 2026 года и далее.
Разбираем новый №УП-250 от 17.12.2025 г. на buxgalter.uz:
Чтобы не пропустить важные изменения в законодательстве, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Указ вступил в силу 23 декабря 2025 года. Основные нововведения:
1. С 1 января 2026 года отменяются:
- обязательная проверка документов при оформлении сертификата соответствия Инспекцией по контролю в сфере технического регулирования;
- установление ограничений и запрета на процесс сертификации продукции при отсутствии решения об отказе в выдаче сертификата соответствия, а также на основании информации зарубежных государств.
2. С 1 марта 2026 года по 1 марта 2027 года в порядке эксперимента:
- Межведомственная комиссия по работе с ВТО поэтапно формирует перечень товаров, при производстве которых используются сырье и материалы, по импорту которых сумма взимаемой таможенной пошлины превышает сумму таможенной пошлины на готовую продукцию;
- при выпуске в свободное обращение сырья и материалов, ввозимых для переработки таких товаров, после таможенного режима переработки на таможенной территории:
– импортная таможенная пошлина взимается с продуктов переработки независимо от страны происхождения в размере ставок, установленных таможенным тарифом;
– предусмотренные законодательством льготы по таможенным платежам применяются к продуктам переработки;
– Таможенный комитет контролирует целевое использование ввезенных сырья и материалов.
3. С 1 марта 2026 года при помещении товаров под таможенный режим «выпуск для свободного обращения» путем предварительного декларирования до их прибытия на пограничные пункты пропуска на 20% снижается размер таможенного сбора за таможенное оформление. И не будут начисляться проценты при уплате таможенных платежей в рассрочку (с отсрочкой) сроком до 14 дней.
4. С 1 мая 2026 года импортеры смогут уплачивать таможенные платежи отдельно за каждую партию товаров при их оформлении посредством периодического декларирования при ввозе товаров в Узбекистан.
5. При отсутствии рисков (угрозы) информационная система таможенных органов позволит в 2026 году автоматически оформлять ГТД на:
- внешнеторговые грузы, импортируемые крупными налогоплательщиками, государственными организациями, а также организациями с госдолей более 50%;
- экспортируемые грузы, к которым не применяются тарифные и нетарифные ограничения.
6. С 1 мая 2026 года:
- ведется реестр запретов и ограничений. Минимум за 3 месяца до их установления они публикуются в таможенной информационной системе «Единое окно»;
- размеры и калькуляция сборов (платежей) за каждый вид услуг, оказываемых уполномоченными госорганами и их нижестоящими организациями, публикуются в таможенной информационной системе «Единое окно»;
- запреты и ограничения, а также сборы, установленные без соблюдения данных требований, не применяются.
7. Уполномоченные экономические операторы с высоким и средним уровнем в рейтинге устойчивости дополнительно получают упрощенные процедуры возврата и взаимозачета таможенных платежей и налогов. И у них не будет истребоваться разрешение на переработку товаров по операциям переработки (расфасовка, упаковка, сортировка, очистка).
8. С 1 июня 2026 года:
- для субъектов предпринимательства создается возможность отсрочки либо уплаты таможенной пошлины в рассрочку до 120 дней;
- при использовании одного из способов генерального обеспечения уплаты таможенных платежей субъекты предпринимательства исходя из результатов системы управления рисками предоставляют обеспечение в сниженном размере.
9. С 1 июня 2026 года отменяются требования:
- получать санитарно-эпидемиологического заключение при импорте продовольственной продукции, произведенной предприятиями, имеющими сертификат, оформленный в рамках международных систем «FSSC 22000», «IFS Food», «BRCGS Global Standard for Food Safety», «SQF Food Safety Code», – с возложением обязательства соблюдения санитарных норм, правил и гигиенических нормативов при транспортировке, хранении и выпуске продовольственной продукции на импортера;
- получать карантинное разрешение при помещении товаров под таможенный режим «выпуск для свободного обращения (импорт)».
10. С 1 июля 2026 года в рамках таможенного аудита:
- внедряется принцип «консультант-аудитор», дающий субъекту предпринимательства, по деятельности которого запланирован таможенный аудит, возможность самостоятельно устранить допущенные недостатки, предварительно сообщив об этом;
- при определении Рейтинга устойчивости субъектов предпринимательства будут учитываться результаты таможенного контроля;
- внедряется практика направления инкассовых поручений о безусловном взыскании дополнительно начисленных таможенных платежей, выявленных в процессе таможенного контроля.
11. С 1 июля 2026 года должны быть запущены информационные системы, функционирующие на основе принципов оценки рисков оформления документов разрешительного характера и сертификатов, связанных с внешнеторговой деятельностью. При этом предусматривается:
- автоматическое оформление документов разрешительного характера и сертификатов по товарам с низким уровнем риска;
- перевод товаров со средним уровнем риска на порядок документального контроля без испытаний и отбора образцов;
- оформление документов разрешительного характера или сертификатов после проведения проверки товаров с высоким уровнем риска на основе опытных образцов, при необходимости – лабораторных испытаний.
12. С 1 января 2028 года внедряется порядок применения финансовых штрафов за нарушение требований таможенного законодательства. При этом:
- финансовые штрафы применяются только к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
- при применении финансовых санкций к юрлицам и ИП их должностные лица и сами индивидуальные предприниматели к административной ответственности не привлекаются.
Buxgalter.uz рекомендует
![]()