Туристический сбор и НДС: какие есть проблемы и как их решить?

preview

С 1 марта 2021 года для граждан Узбекистана и лиц без гражданства, постоянно проживающих в республике, вводится туристский (гостиничный) сбор за каждый день их пребывания в гостиницах, отелях и других средствах размещения . Ранее его уплачивали только иностранцы. При этом специалисты считают, что систему администрирования этого платежа нужно усовершенствовать. Buxgalter.uz солидарен с ними.


Налоговый консультант Гульнара ЭРГАШЕВА:

– «Проблема совершенствования администрирования туристического сбора назрела давно. Но сейчас она стала особенно актуальна, поскольку теперь средства размещения (гостиницы) рассчитывают и уплачивают его за каждого постояльца.

Туристический сбор – это не налог, это – обособленный обязательный платеж в Фонд развития туризма при Госкомтуризма. Согласно ПКМ №62 от 02.04.2010 г. – туристский (гостиничный) сбор и пени за несвоевременную его уплату целиком поступают в Государственный комитет Республики Узбекистан по развитию туризма. Поэтому он выпадает из сферы налогового законодательства и фокуса внимания налоговых органов. Как результат – его администрирование стало крайне неудобным. То, что мы сейчас имеем, получилось в результате того, что бизнес и уполномоченные органы приспособили те формы документов, которые имеются.

Хочу обратить внимание: Положение о порядке взимания туристского (гостиничного) сбора на территории Республики Узбекистан утверждено в 2017 году, но в него до сих не внесли изменения в связи с произошедшими с тех пор изменениями в законодательстве.

Согласно этому документу туристский (гостиничный) сбор – это сбор, взимаемый средствами размещения и лечебными учреждениями с иностранных граждан и лиц без гражданства, не имеющих постоянного места жительства на территории Узбекистана, за исключением детей в возрасте до 16 лет, в установленном размере за каждый день проживания. За неполный день проживания туристский (гостиничный) сбор взимается как за полный день.

В Положении есть налоговая оговорка: суммы туристского (гостиничного) сбора, взимаемые средствами размещения и лечебными учреждениями и поступившие на их специальные счета, не считаются выручкой (прибылью) средств размещения и лечебных учреждений, не облагаются налогом на прибыль (единым налоговым платежом) и другими обязательными сборами и платежами.

С точки зрения НДС данный сбор целесообразно по ст. 239 НК отнести к не обороту. Но по НК есть услуги, оказываемые органами самоуправления граждан и уполномоченными органами, организациями при предоставлении юридическим и физическим лицам определенных прав . За них взимаются госпошлина или другие платежи в рамках выполнения возложенных на данные органы исключительных полномочий в определенной сфере деятельности, если обязательность оказания таких услуг установлена законодательством. Получается, что туристский сбор – это льготный (освобожденный) оборот и его надо отражать в отчетности НДС.

Следовательно, средства размещения должны вести учет туристского сбора раздельно. Но ни формы счетов-фактур, ни требования к чеку онлайн-ККМ, ни формы налоговой отчетности не приспособлены к этому.

К примеру, в счете-фактуре его выделяют в качестве отдельного наименования товара (услуги). Для него даже специальный код ИКПУ придумали. В пятизначных ИКПУ – это был код 70303, восьмизначный аналог его пока не определяется. По сути это неправильно. Туристический сбор – это не товар и не услуга, а, следовательно, и учитывать его как товар и услугу нелогично.

В формах налоговой отчетности для него тоже не предусмотрено специальной графы. Предприниматели вынуждены применять для него другие графы, позволяющие не облагать эту сумму.

Такая проблема характерна не только для туристического сбора, но и – многих других обязательных платежей, уплачиваемых на спецсчета.

На мой взгляд, нужно разработать инструкцию по администрированию этих платежей. И, как следствие, – в формах электронных документов должны появиться специальные графы, которые так и должны называться (например, «туристический сбор»). Это избавит предпринимателей от необходимости что-либо «мудрить» при отражении этих платежей в налоговых документах и отчетах.


Руководитель гостиницы Алишер С.:

– «Администрирование туристического сбора – очень сложный и трудоемкий процесс. Он требует определенных знаний и навыков не только от бухгалтера и кассира, принимающего оплату от постояльцев, но и от всего персонала средства размещения. Сегодня в зависимости от различных обстоятельств возможны 15 ставок туристического сбора! Рассчитывается он на каждого постояльца на основании данных e-mexmon.uz. Если выбытие постояльца регистрируется на минуту позже установленного часа выселения, нужно либо дополнительно брать сбор с постояльца, либо платить его самой гостинице за счет прибыли.

Предлагаю упростить порядок расчета и администрирования турсбора. Вижу два варианта.

Программа минимум:

  1. Унифицировать ставку турсбора для иностранных граждан. Установить единую ставку без привязки к количеству номеров и звездности.
  2. Плательщиком сбора сделать гостиницы (средства размещения). Не выделять его из общей суммы платежа постояльца за оказанные гостиничные услуги. Это облегчит администрирование.
  3. Взять за правило норму, согласно которой Госкомтуризма будет выставлять гостиницам счета на оплату турсбора, чтобы у гостиницы было основание для вычета из налогооблагаемой базы. Госкомтуризма уже сегодня при помощи программы e-mexmon имеет все данные о постояльцах.

Программа максимум:

Отменить туристический сбор со всеми его ставками и ввести вместо него туристический налог в размере 0,5% от объема реализации без НДС, закрепить эту норму в Налоговом кодексе. В результате администрирование данного платежа перейдет ГНК. Это позволит избавить бизнес от дополнительных хлопот и затрат».


Подготовил Олег ГАЕВОЙ

НДС НДС НДС /ru/publish/doc/text168089_turisticheskiy_sbor_i_nds_kakie_est_problemy_i_kak_ih_reshit