Что ожидает работодателей с введением системы электронных трудовых договоров

preview

В Узбекистане готовится к запуску Единая национальная система труда. Работодателям она обеспечит новые возможности кадрового делопроизводства, работникам и госорганам – удобный доступ к информации о трудовой деятельности граждан.

Правовой основой для запуска системы в ближайшее время станет НПА «О мерах по внедрению межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда» (далее – ЕНСТ). Обсуждение его проекта недавно завершилось на СОВАЗ. Вслед за ним будут приняты необходимые регламенты и инструкции.

Проект предусматривал запуск ЕНСТ с 1 октября 2019 года, однако, поскольку документ еще не утвержден, дата переносится.  

За программное обеспечение системы отвечает Министерство занятости и трудовых отношений. Тестовый ее запуск с участием специалистов по кадрам был проведен в июле текущего года. Кадровики и работники получили доступ к системе через браузеры своих персональных компьютеров и ноутбуков.

После того, как система заработает на полную мощность, у бумажных трудовых договоров появятся электронные версии, а трудовые книжки будут вестись исключительно в электронной форме.

Елена КОВТУН, бухгалтер из Намангана:

– В ЕНСТ начала работать больше месяца назад, после того как получила приглашение. В системе зарегистрировала трудовые договора с сотрудниками  всех трех организаций, в которых работаю. Удобно!  В автоматизированной системе видна вся текущая информация о кадрах и вакансиях в организации. При регистрации  в системе трудового договора  с сотрудником все необходимые записи автоматически вносятся и в его трудовую книжку.

Система лично для меня показалась удобной тем, что стандартную информацию не нужно вводить много раз при заполнении каждого договора. Следовательно, риски ошибок в документах сводятся к минимуму.  

Преимущества ЕНСТ:

  • удобный и быстрый доступ  к информации о рабочих местах и  сотрудниках организации;
  • помощь в оформлении трудовых договоров и трудовых книжек;
  • минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о работниках и вакансиях в организации, трудовой деятельности сотрудников;
  • снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;
  • автоматизированный сбор и обработка информации, необходимой для определения стажа работника при назначении пенсий;
  • надежное хранение информации и точный учет по кадровому делопроизводству;
  • новые возможности аналитической обработки данных по рынку труда  для работодателей и госорганов;

Разработчики продолжают совершенствовать систему с учетом замечаний экспертов и кадровиков организаций, тестировавших систему. Особое внимание уделяется  информационной безопасности.

Потенциальные риски, которые нужно предупредить:

  • технические сбои в системе, которые могут привести к потере данных;
  • вероятность искажения персональных данных третьими лицами;
  • ввод в систему заведомо недостоверных данных.

Что  потребуется от  работодателей

После запуска ЕНСТ работодатели:

  • введут  в нее и будут обновлять информацию о своей  штатной структуре (расписании), имеющихся и создаваемых рабочих местах, условиях работы, оплате труда;
  • введут информацию обо всех трудовых договорах с  сотрудниками, принятыми до ввода информации в ЕНСТ;
  • будут регистрировать в системе трудовые договоры, заключенные после запуска ЕНСТ;
  • будут регистрировать заключенные с сотрудниками допсоглашения, уход сотрудников в академические и декретные отпуска, прекращение трудовых договоров.    
  • должны будут  проинформировать работников о принципах работы системы и о том, что им дальше делать с бумажными трудовыми книжками.

Также предприятия должны быть готовы к тому, чтобы при необходимости внести соответствующие изменения в свои локальные нормативные акты и коллективные договоры.

Как начать работу с системой

Войти в систему кадровик  сможет  при помощи ЭЦП работодателя. Специально регистрироваться и вводить информацию о работодателе не нужно. Перед началом работы нужно будет только проверить  данные работодателя, вносимые автоматически из системы ЭЦП,  и  при необходимости внести коррективы.

Разработчики обещают, что ЕНСТ будет очень удобен в работе. К примеру, одну и ту же информацию не нужно будет вбивать по нескольку раз. Информация из формы регистрации трудового договора будет автоматически переноситься в электронную трудовую книжку работника.

Кроме того, система поможет работодателю с поиском сотрудников на вакантные места. Для этого рабочее место должно оставаться в режиме вакансии в течение пяти дней. После этого информация о нем  попадет в базу данных биржи труда. Этот процесс можно будет ускорить при помощи специальной кнопки.

Что сможет работник

Сотрудник сможет в любое время ознакомиться со своими трудовыми договорами и записями в электронной трудовой книжке. При тестовом испытании работники, информация о которых была введена  в систему, могли это сделать при помощи ПИНФЛ (персональный идентификационный номер) или ИНН. В итоговой версии, по словам разработчиков, работники смогут войти в систему одним из следующих способов:

  •  ввода СМС кода,
  •  при помощи личного ЭЦП ключа;
  •  через систему one id (https://id.gov.uz/).

В электронной трудовой книжке будет доступна информация:

  • о трудовом стаже работника,
  • о начисленной заработной плате;
  • об уплаченных налогах на доходы физических лиц;
  • о взносах на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан в «Халк банке».

Если работник обнаружит неточности,  для исправления нужно будет обратиться к работодателю, который внес ошибочные данные. 

Кто еще получит доступ к информации ЕНСТ

ЕНСТ будет работать в режиме  межведомственного систематизированного  обмена данными.

Вводимая в систему информация будет  автоматически обобщаться и анализироваться.  На выходе это даст объективные и актуальные данные о количественном и качественном составе персонала, вакансиях, квалификационных и других требованиях работодателей. 

Информация из ЕНСТ будет предоставляться заинтересованным организациям для выполнения возложенных на них задач и функций. В частности, Внебюджетному пенсионному фонду она будет нужна для назначения пенсий, Минтруду – для обеспечения занятости населения и т.п.

Как будет определяться стаж работника

Проектом НПА предусмотрено, что трудовой стаж работника будет  определяться:

  • после ввода ЕНСТ –  на основе данных, содержащихся в системе»;
  • до ввода ЕНСТ –  в соответствии с порядком, установленным ПКМ №252 от 08.09.2011 г.

Олег Гаевой

Новые изменения в нормативных документах бухгалтерского учета и налогообложения новости бухгатерии свежие новости от бухгалтерии /ru/publish/doc/text154286_chto_ojidaet_rabotodatelya_s_vvedeniem_sistemy_elektronnyh_trudovyh_dogovorov