Полезное для бухгалтера в ноябре:
Что ожидает работодателей с введением системы электронных трудовых договоров
В Узбекистане готовится к запуску Единая национальная система труда. Работодателям она обеспечит новые возможности кадрового делопроизводства, работникам и госорганам – удобный доступ к информации о трудовой деятельности граждан.
Правовой основой для запуска системы в ближайшее время станет НПА «О мерах по внедрению межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда» (далее – ЕНСТ). Обсуждение его проекта недавно завершилось на СОВАЗ. Вслед за ним будут приняты необходимые регламенты и инструкции.
Проект предусматривал запуск ЕНСТ с 1 октября 2019 года, однако, поскольку документ еще не утвержден, дата переносится.
За программное обеспечение системы отвечает Министерство занятости и трудовых отношений. Тестовый ее запуск с участием специалистов по кадрам был проведен в июле текущего года. Кадровики и работники получили доступ к системе через браузеры своих персональных компьютеров и ноутбуков.
После того, как система заработает на полную мощность, у бумажных трудовых договоров появятся электронные версии, а трудовые книжки будут вестись исключительно в электронной форме.
Елена КОВТУН, бухгалтер из Намангана:
– В ЕНСТ начала работать больше месяца назад, после того как получила приглашение. В системе зарегистрировала трудовые договора с сотрудниками всех трех организаций, в которых работаю. Удобно! В автоматизированной системе видна вся текущая информация о кадрах и вакансиях в организации. При регистрации в системе трудового договора с сотрудником все необходимые записи автоматически вносятся и в его трудовую книжку.
Система лично для меня показалась удобной тем, что стандартную информацию не нужно вводить много раз при заполнении каждого договора. Следовательно, риски ошибок в документах сводятся к минимуму.
Преимущества ЕНСТ:
- удобный и быстрый доступ к информации о рабочих местах и сотрудниках организации;
- помощь в оформлении трудовых договоров и трудовых книжек;
- минимизация ошибочных, неточных и недостоверных сведений о работниках и вакансиях в организации, трудовой деятельности сотрудников;
- снижение издержек работодателей на приобретение, ведение и хранение бумажных трудовых книжек;
- автоматизированный сбор и обработка информации, необходимой для определения стажа работника при назначении пенсий;
- надежное хранение информации и точный учет по кадровому делопроизводству;
- новые возможности аналитической обработки данных по рынку труда для работодателей и госорганов;
Разработчики продолжают совершенствовать систему с учетом замечаний экспертов и кадровиков организаций, тестировавших систему. Особое внимание уделяется информационной безопасности.
Потенциальные риски, которые нужно предупредить:
- технические сбои в системе, которые могут привести к потере данных;
- вероятность искажения персональных данных третьими лицами;
- ввод в систему заведомо недостоверных данных.
Что потребуется от работодателей
После запуска ЕНСТ работодатели:
- введут в нее и будут обновлять информацию о своей штатной структуре (расписании), имеющихся и создаваемых рабочих местах, условиях работы, оплате труда;
- введут информацию обо всех трудовых договорах с сотрудниками, принятыми до ввода информации в ЕНСТ;
- будут регистрировать в системе трудовые договоры, заключенные после запуска ЕНСТ;
- будут регистрировать заключенные с сотрудниками допсоглашения, уход сотрудников в академические и декретные отпуска, прекращение трудовых договоров.
- должны будут проинформировать работников о принципах работы системы и о том, что им дальше делать с бумажными трудовыми книжками.
Также предприятия должны быть готовы к тому, чтобы при необходимости внести соответствующие изменения в свои локальные нормативные акты и коллективные договоры.
Как начать работу с системой
Войти в систему кадровик сможет при помощи ЭЦП работодателя. Специально регистрироваться и вводить информацию о работодателе не нужно. Перед началом работы нужно будет только проверить данные работодателя, вносимые автоматически из системы ЭЦП, и при необходимости внести коррективы.
Разработчики обещают, что ЕНСТ будет очень удобен в работе. К примеру, одну и ту же информацию не нужно будет вбивать по нескольку раз. Информация из формы регистрации трудового договора будет автоматически переноситься в электронную трудовую книжку работника.
Кроме того, система поможет работодателю с поиском сотрудников на вакантные места. Для этого рабочее место должно оставаться в режиме вакансии в течение пяти дней. После этого информация о нем попадет в базу данных биржи труда. Этот процесс можно будет ускорить при помощи специальной кнопки.
Что сможет работник
Сотрудник сможет в любое время ознакомиться со своими трудовыми договорами и записями в электронной трудовой книжке. При тестовом испытании работники, информация о которых была введена в систему, могли это сделать при помощи ПИНФЛ (персональный идентификационный номер) или ИНН. В итоговой версии, по словам разработчиков, работники смогут войти в систему одним из следующих способов:
- ввода СМС кода,
- при помощи личного ЭЦП ключа;
- через систему one id (https://id.gov.uz/).
В электронной трудовой книжке будет доступна информация:
- о трудовом стаже работника,
- о начисленной заработной плате;
- об уплаченных налогах на доходы физических лиц;
- о взносах на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан в «Халк банке».
Если работник обнаружит неточности, для исправления нужно будет обратиться к работодателю, который внес ошибочные данные.
Кто еще получит доступ к информации ЕНСТ
ЕНСТ будет работать в режиме межведомственного систематизированного обмена данными.
Вводимая в систему информация будет автоматически обобщаться и анализироваться. На выходе это даст объективные и актуальные данные о количественном и качественном составе персонала, вакансиях, квалификационных и других требованиях работодателей.
Информация из ЕНСТ будет предоставляться заинтересованным организациям для выполнения возложенных на них задач и функций. В частности, Внебюджетному пенсионному фонду она будет нужна для назначения пенсий, Минтруду – для обеспечения занятости населения и т.п.
Как будет определяться стаж работника
Проектом НПА предусмотрено, что трудовой стаж работника будет определяться:
- после ввода ЕНСТ – на основе данных, содержащихся в системе»;
- до ввода ЕНСТ – в соответствии с порядком, установленным ПКМ №252 от 08.09.2011 г.
Олег Гаевой