Полезное для бухгалтера в ноябре:
Камеральная проверка. Тонкости, которые нужно знать
Новый Налоговый кодекс преобразовал камеральный контроль в камеральную проверку . Механизм контроля был фактически скрыт от налогоплательщика, процедура проверки же более открыта. Важные нюансы проведения камеральной проверки разъясняет адвокат, эксперт «Нормы» по юридическим вопросам Элеонора МАЗУРОВА.
При камеральной проверке:
Сведения из представленных в налоговый орган отчетов вводятся в автоматизированную информационную систему. Происходит автоматизированный арифметический контроль всех налоговых отчетов.
Инспекторы ежедневно формируют протоколы ошибок взаимоувязки показателей налоговых отчетов. Дальнейшая проверка, включающая в себя определенные мероприятия налогового контроля, осуществляется уже отделом камеральных проверок .
Также в ходе камеральной проверки проводится сравнительный анализ показателей:
- вашего отчета с показателями ваших же отчетов за предыдущий отчетный период;
- проверяемой налоговой отчетности с показателями отчетов по другим видам налогов и бухгалтерской отчетности;
- налоговой отчетности на основе анализа всей имеющейся в налоговом органе информации;
- отчетов и другой бухгалтерской отчетности с показателями по аналогичным налогоплательщикам и со среднеотраслевыми показателями.
При проведении камеральной проверки могут производиться:
- направление налоговым органом запросов в банк о наличии в нем счетов, депозитов и об остатках денежных средств на счетах ;
- допрос свидетеля ;
- осмотр территорий, помещений, документов и предметов проверяемого ;
- инвентаризация принадлежащего налогоплательщику имущества;
- истребование документов у проверяемого лица ;
- истребование документов (информации) у иных лиц (связанных с проверяемым) ;
- экспертиза ;
- привлечение специалиста ;
- привлечение переводчика ;
- направление запросов в компетентные органы иностранных государств .
Представление пояснений и документов в ходе камеральной проверки
Если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, несоответствия или нестыковки данных, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 10 дней необходимые пояснения или внести надлежащие исправления .
Налоговые органы также могут потребовать у налогоплательщика дать пояснения еще в двух случаях:
- при проверке уточненной налоговой отчетности, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленным налоговым отчетом;
- при проверке налоговой отчетности, в которой заявлена сумма убытка, полученного в соответствующем отчетном периоде.
Налоговики вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на них.
У плательщиков НДС могут быть истребованы документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. А при выявлении противоречий в налоговой отчетности по НДС и в других представленных документах – счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям .
Если запрашивают документы по телефону
На практике нередко возникает ситуация, когда инспектор задает вопросы по налоговой отчетности по телефону или просит принести какие-либо документы в рамках камеральной проверки. Как реагировать на такие звонки? В данном случае нужно исходить из следующего:
- согласно действующему законодательству налогоплательщик должен информироваться о необходимости пояснений в ходе камеральной налоговой проверки только в письменной форме;
- зачастую у налоговиков возникают небольшие вопросы по отчетам, по которым нет смысла направлять официальное требование о представлении пояснений. Поэтому они считают, что их можно решить, задав вопросы по телефону.
Какую тактику в общении с налоговиками выбрать, решает сам бухгалтер, исходя из конкретных обстоятельств.
Подробнее об изменениях – в сравнительной таблице: