Какие проблемы по онлайн-кассам не будут решены в ближайшее время

preview

На СОВАЗ завершилось обсуждение проекта ПКМ по дальнейшему внедрению онлайн-касс. Какие существующие проблемы он позволит решить, а какие – нет? Подробнее об этом – в обзоре buxgalter.uz:

– Пользователи Телеграм-канала buxgalter.uz указали проблемы, с которыми они столкнулись при переходе на онлайн-кассы. В ответах лидировали:

  • административное давление, указание приобрести конкретную марку устройства – вразрез с особенностями и потребностями бизнеса (44% голосов);
  • отсутствие инструкции по применению льготы, предусмотренной №УП-5813 (27%);
  • отсутствие единого стандарта оформления номенклатуры товаров (23%).

Также респонденты указали другие проблемы в работе с онлайн-техникой (27%). В их числе – существенно возросшая стоимость обслуживания.


Несправедливое преимущество

Постановлением кабинета Министров от 23.11.2019 г. №943 запрещено размещение Центров технического обслуживания, которые сегодня по факту являются дилерами производителей, в зданиях государственных налоговых инспекций. Однако в проекте ПКМ о дальнейшем совершенствовании системы онлайн-касс заложена норма, отменяющая это важное положение.

ЦТО, получившие «прописку» в здании ГНИ, получают несправедливое преимущество в борьбе за клиента, поскольку будут на виду у инспекторов и предпринимателей. А онлайн-технику нужно выбирать по многим параметрам, отталкиваясь от специфики бизнеса. Следовательно, есть риск недостаточно обоснованного выбора исходя из ассортимента «сидящего» в инспекции ЦТО.

Вывод: проект не решает эту проблему и может ее усугубить.


Неизбежное увеличение расходов

Требование к наличию договора на техобслуживание контрольно-кассовой техники всегда было обязательным к рознице. При этом не секрет, что небольшие торговые точки платили ЦТО по факту выполненных работ (пусконаладочных, ремонтных и т.п.)

С переходом на онлайн-ККМ абонентская плата Центру технического обслуживания становится обязательной для всех предпринимателей, а для тех, кто и раньше ее платил, расценки повысились. Представители ЦТО называют это неизбежной мерой, ссылаясь на новые требования:

  • иметь в наличии резервные онлайн-кассы для немедленной замены в случае поломки;
  • разместить на спецсчете уполномоченного органа резерв для покрытия издержек в случае ненадлежащей работы установленных аппаратов.

В проекте ПКМ заложены меры, направленные на удешевление онлайн-касс и их обслуживания. В частности, ко всеобщей радости, отменяется требование к наличию TFT LCD800*480-емкостного экрана.

Другое послабление – отмена требования о резерве на спецсчете госоргана. Теперь эти средства могут быть депонированы на специальном банковском счете и оставлены в распоряжении производителя кассовой техники и ЦТО на основании банковской гарантии.

Производители онлайн-касс и представители ЦТО считают, что можно было бы пойти еще дальше. У налоговых органов достаточно рычагов, чтобы пресечь нарушение и взыскать убытки с виновных, поэтому и депонирование нужно отменить. Эти средства можно было бы потратить на развитие производства и сети сервисных центров, что как раз и позволит снизить стоимость техобслуживания.

Вывод: проект решает проблему частично.


Возможность применить льготу

Согласно №УП-5813 при переходе на онлайн-ККМ предприниматели могут уменьшить суммы подлежащего уплате налога на прибыль, налога с оборота или НДФЛ в фиксированной сумме на сумму расходов, связанных с приобретением, установкой и запуском каждого устройства, но не более 10 БРВ, если онлайн-ККМ будут зарегистрированы в ОГНС до 1 января 2021 года.

Без специальной инструкции и разъяснений ГНК применить эту льготу сложно, практически невозможно. Налоговые органы поясняют ситуацию так: «Поскольку это разовая  льгота и аналогичные льготы, уменьшающие не налоговую базу, а сумму налога, не установлены в законодательстве, отдельная строка, позволяющая уменьшить сумму налога, в формы налоговой отчетности не введена».

Чтобы предприниматели могли воспользоваться предоставленной льготой в полном объеме, сотрудники налоговых органов предложили специальный алгоритм, о нем мы писали тут.

Но проблема заключается в том, что разъяснение было опубликовано несколько месяцев назад, и в лентах соцсетей и мессенджеров ГНК найти его найти уже практически невозможно даже при помощи поисковиков. Поэтому в соцсетях так много возмущенных откликов предпринимателей, которые делятся своим опытом применения этой льготы.

С учетом того, что проектом ПКМ предлагается расширить сферу применения этой льготы (ею теперь смогут воспользоваться и те, кто выбрал виртуальную кассу), было бы правильным закрепить соответствующее разъяснение на ресурсах ГНК так, чтобы оно было легко доступно всем предпринимателям.

Вывод: проект проблему не решает, но может поспособствовать ее решению.


Стандарты оформления номенклатуры товаров

Подробно об этой проблеме и ее последствиях в ближайшем будущем мы писали тут. И опять же в социальных сетях можно все чаще встретить отклики предпринимателей о том, что существующая система работы с номенклатурой товаров неудобна и требует доработки на государственном уровне. Предприниматели вносят наименования товаров по своему усмотрению, это не будет способствовать контролю и отслеживаемости товара. Кроме того, это – трудоемко и потом все равно придется все переделывать, когда такой стандарт все-таки появится.

Вывод: проект ПКМ не решает эту проблему.


Другие проблемы

Публикуем предложения наших читателей в надежде, что они будут учтены уполномоченными государственными органами в дальнейшей работе по внедрению онлайн-ККМ.

  • Gulchik«Надо наладить бесплатное программное обеспечение (базовая часть виртуальной кассы – прим. ред.), обещанное еще в сентябре 2019 года».
  • Diana Ismagilova«Необходимо указать конкретные коды ОКЭД в применении к первому пункту графика перехода. Магазин может иметь всего одну полку с табачной продукцией, но обязан уже с 1 января 2020 года перейти на онлайн-ККМ или виртуальную кассу, притом что база у налоговиков не проработана в должной мере».
  • Nodira«Ни одна онлайн-ККМ не подходит для работы с большим ассортиментом товаров: нет интеграции с 1С для загрузки новых поступлений товара, нет выгрузки отчета о розничных продажах. При продажах через онлайн-ККМ мы не сможем автоматизировать ведение учета товаров. Налоговая хочет видеть нашу выручку в онлайн-режиме – пожалуйста! Но сделайте сначала, чтобы и мы ее видели у себя в учете в режиме онлайн»!

Все замечания и пожелания актуальны. Buxgalter.uz присоединяется к ним.

Олег ГАЕВОЙ

Наличные расчеты Наличные расчеты Наличные расчеты /ru/publish/doc/text160223_kakie_problemy_po_onlayn-kkm_ne_budut_resheny_v_blijayshee_vremya