Номенклатура товаров: «колбаса» или «kolbasa»?

preview

С переходом на онлайн-кассы меняется отношение к работе с номенклатурой товаров. Предприниматели стали подходить к этому вопросу более ответственно. При этом, если сравнить перечни товаров, введенные в кассовую технику разных торговых точек, – один и тот же товар оказывается записан по-разному. У одних информация может быть введена на кириллице, у других – на латинице, характеристики товара могут быть указаны в различной последовательности. Нормально ли это? Не придется ли через некоторое время все приводить к единому стандарту? Как быть тем, кто только переходит на онлайн-кассы?

Buxgalter.uz совместно со специалистом ООО «Марон» Рустамом ЯКУБОВЫМ и учредителем ООО «Гаров тараккиет НКМ» Владимиром ГИБЕЛЕМ попытался ответить на эти вопросы.

Требование к наличию в чеке наименований товаров в Узбекистане введено еще в 2011 году, но строгий контроль не был установлен. Реально это работало только в крупных магазинах и сетевых супермаркетах, где учет товаров полностью автоматизирован. Однако большинство предпринимателей упрощали себе работу, подменяя наименование товара названием товарной группы. Например, вместо «колбаса вареная «Диетическая», производитель «ООО «ХХХ», вес», ограничивались просто словом «колбаса». И пойди разберись, какой именно товар продан, если в ассортименте магазина – десятки вариаций…

В системе онлайн-ККМ нужно вводить наименование товара так, чтобы можно было его идентифицировать. Однако это привело к другой проблеме: как обеспечить идентификацию в отсутствие единого регламента?

Если взять конкретный товар и пройти с ним по магазинам с онлайн-ККМ, где он есть в продаже, в идеале при считывании его штрих-кода на кассе должно высвечиваться одно и то же название. Чтобы так было, должны быть приняты единые для всех стандарты. Однако их нет.

Будет ли так всегда? Скорее всего, в ближайшее время ситуация изменится. Внедрение автоматизированных систем налогового контроля, маркировки товаров и контроля за их движением потребует унификации записи каждой номенклатурной единицы. Актуальным станет вопрос – как избежать ошибок при вводе большого количества наименований товаров в онлайн-кассу, учетную программу и т.д.

Оптимальное решение вопроса – создание единой базы данных товаров, которая бы формировалась на основании данных, вносимых производителями и импортерами товаров. Это существенно упростит жизнь торговых организаций, которым больше не нужно будет формировать собственные базы данных.

На самом деле идея не нова, и – относительно онлайн-касс – даже прописана в законодательстве. В ПКМ № 943  от 23.11.2019 г. сказано, что онлайн-кассы должны поддерживать возможность формирования и обновления перечня и кодов товаров через международную систему «GS1» и другие глобальные системы стандартизации учета и штрихового кодирования логистических единиц.

Сегодня онлайн-ККМ и виртуальные кассы перед вводом в реестр тестируются на предмет интеграции с «GS1». И если образец не пройдет этот тест, в реестр он не попадает. Почему тогда эта возможность не находит практического применения на рынке?

 

Почему мы не можем работать с GS1

Стандартов международной организации GS1 придерживается большинство крупнейших торговых партнеров Узбекистана. «Запитать» онлайн-кассы и бухгалтерские программы можно прямо из ее баз данных о товарах и присвоенных им штрих-кодах. Но есть целый ряд причин, препятствующих этому. Выделим первостепенные:

  1. Наименования товаров, используемые в подобных системах, слишком длинные, а количество символов наименования товаров в чеке ограничено (для читаемости чека) и различно для разных моделей ККМ. В результате касса просто не может «пропечатать» полное наименование товара, как оно указано в базе данных GS1. Следовательно, будет невозможно понять, какой товар реализован.
  2. Фискальный модуль, применяемый в утвержденных в Узбекистане онлайн-ККМ и виртуальных кассах, не имеет достаточного объема внутренней памяти.
  3. Действующие требования запрещают вносить в базу данных онлайн-ККМ и виртуальных касс информацию при помощи внешних программ.

Нестыковки будут возникать при попытке интеграции с любыми другими уже существующими системами.

 

Резюмируем

Идея с GS1 хороша, но требует усилий со стороны ГНК, как органа, ответственного за внедрение онлайн-ККМ, электронных счетов-фактур, маркировки товаров и учета за движением товаров. Нужно провести работы, которые позволят системам нормально взаимодействовать.

Другой выход из ситуации – создать в республике единый сервер контрольно-кассовой техники. Это более сложный и трудоемкий вопрос, чем интеграция с одной из уже существующих баз данных. Но это позволит создать единую базу данных всех товаров на внутреннем рынке.

При создании такого сервера нужно ориентироваться на системы идентификации товаров и стандарты, принятые в странах-экспортерах, чтобы не усложнять предпринимателям вывод товаров на зарубежные рынки. И уместно сделать это прямо сейчас, когда процессы внедрения онлайн-ККМ, электронных счетов-фактур, маркировки товаров, а также системы контроля за движением товара только начались.

 

Как работать без стандарта?

Предпринимателям пока ничего не остается, кроме как освоить ввод товаров в онлайн-кассу. Помочь в этом могут сотрудники ЦТО (или – ЦОТУ, если придерживаться терминологии ПКМ №943). При установке онлайн-ККМ или виртуальной кассы они помогут произвести первые настройки и обучить работе с техникой ваших кассиров. При этом нужно быть готовыми к тому, что скоро правила поменяются и вводить товары придется по новой – уже в соответствии с принятыми стандартами.

 Ответственному госоргану нужно как можно скорее:

  • пересмотреть технические регламенты внедрения автоматизированных систем учета движения товаров, при этом уделив особое внимание их совместимости;
  • разработать и утвердить единые требования к маркировке товаров;
  • решить вопрос создания единой базы данных товаров, что существенно упростит работу с наименованиями товаров и минимизирует вероятность ошибок.

 

Олег ГАЕВОЙ