Что делать бухгалтеру, если «глючат» сервисы ГНК?

preview

Почему сервис «Проверка налоговой задолженности контрагента» указывает на наличие задолженности – при ее отсутствии? Как работать с новым шаблоном Расчета по НДФЛ и соцналога? Как решить проблемы со сдачей отчетности и оформлением счетов-фактур, возникшие из-за ошибки при подаче заявления на регистрацию в качестве плательщика НДС? Это – далеко не полный перечень вопросов, с которыми сегодня столкнулись налогоплательщики при работе с информационной системой налоговых органов. Buхgalter.uz побеседовал с бухгалтерами и попытался осмыслить, как можно решить эти проблемы.


Как сдать Расчет по НДФЛ и соцналогу

В бухгалтерских группах активно обсуждаются вопросы по сдаче Расчета НДФЛ и социального налога. Причина проблемы, судя по всему, – новый шаблон Расчета и отсутствие информации, как с ним работать, как преодолевать те или иные сложности.

Бухгалтеров беспокоит непонимание:

  1. Почему система не принимает прикрепляемый файл и как исправить ошибку?
  2. Что делать тем, кто уже успел сдать Расчет с применением старого шаблона? Нужно ли в этом случае его пересдавать?
  3. Какой код налога выбрать при заполнении формы платежного поручения?

При этом дозвониться в ГНК и его структурные подразделения в нужный момент очень сложно, на линии постоянно короткие гудки – занято. Четких инструкций нет и разъяснений специалистов – тоже.


Предприятие не имеет долгов в КЛС, но отображается как должник

В последнее время много говорят о необходимости проявления должной осмотрительности. Как результат – все больше становятся востребованы сервисы госорганов, позволяющие проверить контрагента на надежность. Но всегда ли они представляют достоверную информацию?

Ситуация:

Главбух Наталья Т. открыла для себя на сайте ГНК новый сервис «Проверка налоговой задолженности контрагента». Прежде чем по поручению директора перед заключением договоров проверить контрагента, ради интереса вбила в поисковик сервиса ИНН своей организации. И – увидела ее в числе должников! При этом у предприятия нет задолженности по уплате налогов.

В call-центре ГНК пояснили, что в системе собрана информация из карточек лицевых счетов налогоплательщиков. Проверка выписки из КЛС в персональном кабинете налогоплательщиков ничего подобного не подтвердила: задолженности по налогам нет!

Бухгалтер сообщила о выявленных неточностях в ГНК, ей пообещали разобраться и устранить недочеты. На момент выпуска публикации сервис уже был закрыт. Но возникают вопросы:

1.  Сколько налогоплательщиков получили недостоверную информацию о предприятии Натальи? 

2.  Какие последствия будут у данного и, возможно, у других предприятий из-за таких ошибок информационной системы?


Не получилось выставить исправленный счет-фактуру

Сегодня утром при отправке исправленных счетов-фактур система выдавала сообщения «Отказано ГНК: отправка счетов-фактур типа «Исправленный» временно приостановлена. Документ сохранен в черновиках». Хотя счета-фактуры типа «исправленный» для того и нужны, чтобы в любой момент в течение срока исковой давности можно было бы исправить ошибку.

Сообщение об отказе получила главбух Елена Г., которая надеялась сегодня поставить точку в злоключениях, которые стали следствием непрописанных деталей в НПА и заявлениях ГНК:

  1. По итогам 2020 года стало ясно, что предприятие Елены с января становится плательщиком НДС и налога на прибыль.
  2. В первый рабочий день нового года – 4 января – первым делом, чтобы успеть в срок и руководствуясь Положением о порядке специального регистрационного учета плательщиков НДС главбух попыталась подать заявление о постановке на учет в качестве плательщика НДС. Однако нигде не написано, что делать это надо при помощи услуги «Специальная регистрация в качестве плательщика НДС» («ҚҚC тўловчиси сифатида махсус рўйхатдан ўтказиш»). Бухгалтер сделала это в меру своего понимания: из НПА распечатала форму, заполнила ее и отправила через функционал персонального кабинета «Отправка обращений».
  3. Через несколько дней она позвонила в районную налоговую, чтобы уточнить ход рассмотрения письма. Сотрудники ГНИ подтвердили, что обращение есть, но никто не разъяснил, что отправлено оно неправильно. Равно как и отказа в его рассмотрении тоже не было. Судя по всему, именно эти обстоятельства стали причиной того, что в качестве плательщика НДС предприятие поставлено на учет с 1 февраля. Это обернулось проблемами со счетами-фактурами и отчетами за январь.
  4. Без кода регистрации плательщика НДС невозможно выставить счет-фактуру с НДС. Контрагенты согласились принять счет-фактуру без НДС при условии, что позже бухгалтер выставит исправленный счет-фактуру. Но и это сделать не получилось! Система дала ответ «Отказано ГНК: отправка счетов-фактур типа «Исправленный» временно приостановлена. Документ сохранен в черновиках».
  5. Со сдачей отчета за январь тоже Елена дотянула до крайней даты, поскольку сделать это самостоятельно не получалось все по той же причине – отсутствие регистрации в январе в качестве плательщика НДС. Правда, в этой части все завершилось более благополучно. В последний день сдачи отчета позвонили из городского налогового управления, поинтересовались, почему предприятие не сдает отчетность. Инспектор помог сдать расчет и справиться со всеми сложностями.

Сама бухгалтер, не имеющая специальной подготовки, без помощи разработчика программы или специалиста, который знает все эти тонкости, с задачей не справилась. Система все время сообщала об отсутствии регистрации в качестве плательщика НДС, а официальных инструкций по данной проблеме нет.


Как сделать, чтобы информационные системы не усложняли жизнь налогоплательщикам?

Оптимальным представляется следующий алгоритм:

  1. Организовать работы по внедрению инноваций на плановой комплексной основе.
  2. Обеспечить более тщательную подготовку любых изменений в программном обеспечении – с учетом решения всех вопросов правоприменительной практики и взаимодействия с другими программами.
  3. Отказаться от практики, внедрения любых изменений в одну систему чаще установленного периода. Например, установить, что любые изменения в форму отчетности можно внедрить не чаще одного раза в год.
  4. Отказаться от практики внедрения инноваций до подготовки и выпуска полноценного руководства, в котором должно быть четко описано, как работает данная инновация, и приведены ответы на связанные с этим вопросы, которые могут возникнуть у налогоплательщиков.


Олег ГАЕВОЙ

Кабинет налогоплательщика Кабинет налогоплательщика Кабинет налогоплательщика /ru/publish/doc/text167934_servisy_gnk_chto_delat_esli_vse_ploho