Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как подготовиться к налоговому аудиту в 2021 году
После 20 апреля 2021 года начнется налоговый аудит предприятий по опубликованному списку. На что обратить внимание бухгалтерам при подготовке к проверке, рассказала инспектор управления методологии и оценки качества налогового контроля ГНК Лола МАМАТХОЖАЕВА:
– «Налоговый аудит – один из видов налоговой проверки – предусматривает проверку правильности исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период .
За 30 календарных дней до начала налогового аудита налоговый орган направляет налогоплательщику извещение о его проведении, в котором, помимо прочего, сообщает:
- дату начала налогового аудита;
- перечень проверяемых вопросов;
- предварительный перечень необходимых документов;
- другие данные, необходимые для проведения проверки.
Порядок организации и проведения налогового аудита регулирует специальное Положение.
К налоговому аудиту нужно тщательно подготовиться. Особое внимание уделите следующим вопросам.
1. Учетная налоговая политика
Налоговая политика в целях налогообложения – обязательный документ, который должен содержать следующую информацию:
- формы и порядок составления налоговых регистров;
- должностные лица, ответственные за ее соблюдение;
- порядок ведения раздельного учета в целях налогообложения в предусмотренных Налоговым кодексом случаях;
- выбранные методы отнесения затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль и отнесения в зачет НДС;
- методика учета операций хеджирования и других финансовых рисков;
- нормы и методы начисления амортизации по каждой группе и подгруппе активов .
Не подходите к составлению налоговой учетной политики формально, – тщательная ее проработка позволит вам отстоять свою позицию перед проверяющими в спорных ситуациях.
2. Налоговые регистры и учетные документы
В ходе налогового аудита проверяющие будут изучать и анализировать документы, связанные с расчетом и уплатой налогов, финансовую отчетность. Поэтому проверьте заранее наличие и полноту первичных документов, в т.ч. заполнение обязательных реквизитов, проставление подписей ответственных лиц и оттисков печатей (при необходимости).
Заблаговременная инвентаризация документов, формирующих налоговые регистры, а также первичных документов бухгалтерского учета позволит вам оперативно представлять в ходе проверки запрашиваемые документы, существенно сэкономив рабочее время.
Если документы оформляются в электронной форме, налогоплательщик обязан по требованию налоговых органов представить их копии на бумажных носителях, за исключением счетов-фактур, зарегистрированных в информационной системе ЭСФ .
3. Налоговая отчетность
Расхождения в налоговой отчетности, выявленные в ходе налоговой проверки, могут привести к штрафным санкциям и привлечению должностных лиц предприятия к ответственности за нарушение законодательства.
Проверьте представленные в налоговые органы расчеты и, если обнаружите ошибки, сдайте уточненную налоговую отчетность .
Если вы обнаружили в ранее представленных расчетах недостоверные или неполные сведения и (или) ошибки, которые привели к занижению (изменению) исчисленной суммы налога, вы обязаны представить уточненную налоговую отчетность.
Но если эти обстоятельства не привели к занижению суммы налога, тогда представление уточненной налоговой отчетности – это ваше право, а не обязанность. В данной ситуации отчетность, представленная после истечения установленного срока, не считается представленной с нарушением срока.
Если вы сдаете уточненный Расчет до истечения срока представления самого Расчета, последний считается представленным в день сдачи уточненного Расчета. Если же уточненный Расчет представлен после истечения срока уплаты налога, вы освобождаетесь от ответственности при одновременном соблюдении следующих условий:
- исправленная отчетность представлена до момента, когда вы узнали об обнаружении налоговым органом обстоятельств, приведших к занижению (изменению) исчисленной суммы налога, либо о назначении налогового аудита;
- до представления уточненной налоговой отчетности недостающая сумма налога и соответствующая пеня уплачены в бюджет.
4. Осмотр территории, инвентаризация активов и обязательств
В процессе налогового аудита должностные лица налоговых органов имеют право осматривать:
- используемые в предпринимательской деятельности территории или помещения проверяемого лица;
- объекты налогообложения для определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, представленным проверяемым лицом .
Проверяющие вправе назначать и проводить инвентаризацию всего имущества предприятия независимо от его местонахождения и видов финансовых обязательств (в т.ч. – имущества, не принадлежащего налогоплательщику, но числящегося в учете, т.е. находящегося на ответственном хранении, арендованного, полученного для переработки, а также имущества, не учтенного по каким-либо причинам) .
Чтобы подготовиться к проверке, вы можете перед началом налогового аудита провести свою инвентаризацию активов и обязательств. Если будут выявлены какие-либо расхождения, отразите их свовременно в учете».