Полезное для бухгалтера в ноябре:
ЦБ разъяснил, как не потерять деньги с личной карточки
Ранее Центробанк сообщил держателям пластиковых карт об участившихся случаях телефонного мошенничества. По просьбе buxgalter.uz о том, как распознать мошенников и как вести себя в разговоре с ними, рассказал директор департамента ЦБ Акмаль НАЗАРОВ:
– «По результатам изучения поступающих обращений установлено, что мошенники чаще всего звонят на мобильный телефон гражданина и представляются сотрудниками службы безопасности отдела обслуживания пластиковой карты, службы поддержки клиентов или другого отдела ЦБ, коммерческого банка, платежной организации или оператора платежной системы.
С самого начала разговора они пытаются оказать психологическое, заявляя о том, что мобильное приложение клиента взломано, банковская карта заблокирована, предпринимаются попытки незаконного снятия денег с карты и т.д. Клиенту сообщают о потере всех средств, если не будут приняты немедленные меры. Мошенники предложат вам помочь, запросив одноразовый СМС-код, отправленный на ваш телефон.
Чтобы не попасть в ловушку мошенников, необходимо помнить общие приметы:
- звонки или SMS-сообщения поступают с неизвестных или скрытых номеров;
- вас побуждают принять немедленное решение: «быстрее», «нужно сделать прямо сейчас»;
- у звонящего уверенно-агрессивный или, наоборот, мягкий стиль убеждения, ведущий к одному – немедленным действиям держателя карты;
- уклонение или путаница в ответах на конкретные неудобные для мошенника вопросы;
- запрос паспортных данных, номера карты с указанием срока ее действия, проверочного кода или другой личной информации. Помните, что на самом деле для перевода средств на вашу карту достаточно знать только ее номер;
- интригующие сообщения, типа «вы выиграли в конкурсе», предложение призов, выгодных тарифов, подарков, просьба «доплатить» за них, «внести залог» или перевести деньги другими способами.
– Как себя вести, если позвонили мошенники? Сбросить звонок? Или –
послушать и потом отказаться? Нужно ли делать аудиозапись разговора?
– Если звонит неизвестный:
- сохраняйте спокойствие;
- не раскрывайте личную информацию;
- не сообщайте коды, полученные из СМС-сообщений;
- при требовании следовать инструкциям звонящего, попросите время на обдумывание. Состояние вашей карты и данные о денежных средствах можно проверить в персональном кабинете через официальный веб-сайт или мобильное приложения банка. Если в ответ услышите, что решение должно быть принято сию минуту, сообщите, что уже обратились в обслуживающий банк для выяснения ситуации;
- не переводите деньги незнакомым лицам.
– Куда обратиться после звонка мошенников: в правоохранительные органы, Центральный банк или обслуживающий банк? Какую информацию им сообщить и в какой форме?
– Если вы подозреваете мошенничество, немедленно свяжитесь с обслуживающим банком по телефону или в письменной форме и сообщите о ситуации. При этом надо будет сообщить:
1) с какого номера поступил звонок;
2) как представился заявитель;
3) какую информацию он запрашивал».
Не поддавайтесь на уловки мошенников!
Подготовила Саида ДЖАНИЗАКОВА