Налоговый аудит – инициативный или обязательный

preview

Налоговый аудит в Узбекистане – это один из видов инициируемого налоговыми органами контроля,  при котором проверяется правильность исчисления и уплаты налогов и сборов за определенный период. По сути, он – аналог проверки финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной ранее действовавшим Налоговым кодексом. Фактически это самая длительная проверка, которая может проходить у вас. Срок ее проведения – до 30 дней с возможностью продления .


Для сравнения: в России и Казахстане при налоговом аудите также проверяется верность определения налогооблагаемой базы, применения ставок и льгот, своевременность начисления налогов и перечисления налоговых платежей в бюджет. Но инициатором его могут быть только собственники и руководители компаний. И, как правило, его проводят перед серьезными проверками со стороны госорганов или для проверки квалификации работников, отвечающих за расчет и исчисление налогов.

На сегодняшний день у нас действуют два положения о порядке проведения налогового аудита:

  • Положение о проведении налогового аудита;
  • Положение о порядке организации и проведения налоговых проверок.

Зная, что нормативный документ, принятый Кабинетом Министров, выше по своему статусу, чем документы, утвержденные ГНК, мы автоматически руководствуемся положением Кабмина. Но если обратиться к части 13 ст. 140 НК, мы видим, что законом установлено: «Положение о проведении налогового аудита утверждает Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан». В свою очередь Налоговый кодекс по своему статусу выше, чем постановление Кабмина.

Нормы двух вышеприведенных положений отличаются друг от друга, и возникает вопрос – каким из них мы должны руководствоваться? Ответа на этот вопрос пока нет.

И первое, с чем мы сталкиваемся из-за существования двух положений, это разные основания для назначения налогового аудита.

В основания для проведения налогового аудита, указанных в Положении, принятом Кабинетом Министров, внесены некоторые корректировки. Теперь аудит может быть проведен у любого налогоплательщика, который не представил ответ на требование в рамках камеральной проверки или его обоснования признаны недостаточными. Ранее же такой налогоплательщик должен был одновременно находиться в категории с высокой степенью риска (налоговая опасность).

Появились уточнения для добровольно ликвидирующихся предприятий и индивидуальных предпринимателей, прекращающих свою деятельность. Не проводится аудит, если у предприятия есть заключение налоговых консультантов по налогам, а также у ИП, который платил НДФЛ в фиксированном размере либо на основании декларации.

Согласно Положению, принятому ГНК, срок проведения налогового аудита у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чей валовый доход от реализации товаров (услуг) за проверяемый период не превышает 1 млрд сум., не может превышать 30 рабочих дней. По Положению, утвержденному Кабмином, таких ограничений нет, срок может быть увеличен у любого предприятия.

Добавилось еще одно основание для продления срока – наступление стихийного бедствия или иных чрезвычайных ситуаций либо обстоятельств непреодолимой силы.

Осталось неизменным то, что налоговый аудит проводится на территории налогоплательщика и в ходе его инспекторы могут:

  • осматривать территории и помещения;
  • истребовать документы у проверяемого субъекта;
  • истребовать документы (информацию) у третьих лиц;
  • осуществлять выемку документов и электронных носителей информации;
  • проводить инвентаризацию;
  • опрашивать свидетелей;
  • назначать и проводить экспертизы;
  • привлекать специалистов, переводчиков и понятых.

Кроме того, по новому Положению проверяющий до начала налогового аудита в письменной форме должен разъяснить проверяемому его право – привлечь представителей юридической службы или адвоката к участию в проверке либо отказаться от их участия.

Отказ должен оформляться письменно, протоколом. Отказ от услуг адвоката не является препятствием для привлечения его впоследствии – на любой стадии проверки .

Элеонора МАЗУРОВА, адвокат, эксперт «Нормы»

 

Налоговый контроль Налоговый контроль Налоговый контроль /ru/publish/doc/text169793_nalogovyy_audit_-_iniciativnyy_ili_obyazatelnyy