Полезное для бухгалтера в декабре:
Что изменилось в системе Е-ijara
С момента старта платформы Е-ijara прошло достаточно времени. Обзор последних изменений на этой платформе подготовила эксперт «Нормы» Эльвира ЖИЛЬЦОВА:
– «Интерфейс платформы стал полностью одноязычным. Устранены риски ошибок из-за недопонимания содержания разделов и кнопок.
Появились новые кнопки «Лизинг» и «Оперативное управление».
Информация об арендодателе
В разделе «Регистрация» появилась опция «Услуги по хранению (склад)».
Выбирая ее, арендодатель становится поставщиком услуг, а арендатор – клиентом.
Информация об арендодателе заполняется автоматически по учетным данным, содержащимся на my.soliq.uz.
Появилась возможность указать фактический адрес арендодателя, однако не вполне ясно, для чего это нужно с позиции арендодателя.
Информация об арендаторе
Система позволяет зарегистрировать арендные отношения на основании гарантийного письма. При этом предлагается «Создать новое юридическое лицо». Пользователя такое название кнопки может ввести в заблуждение, создается впечатление, что произойдет регистрация нового предприятия.
Здесь достаточно ввести «ИНН» арендатора, и система автоматически заполнит оставшиеся поля по данным my.soliq.uz.
Информация о сдаваемой в аренду недвижимости
Арендодатель выбирает соответствующий объект недвижимости из раскрывающегося списка в ячейке «Объект недвижимости». Если арендодателю не принадлежит никакое строение, но он имеет арендованное недвижимое имущество, то, нажав кнопку «Субаренда», он может зарегистрировать такой договор. В данном случае в раскрывающемся списке будет возможность выбрать один из арендованных объектов.
После того, как вы выберете сдаваемое в аренду помещение, остальные ячейки, кроме срока, заполняются автоматически по данным кадастра.
Срок аренды по настройкам сайта не может превышать 6 лет. Предприятия, заключающие долгосрочные договоры аренды, зарегистрировать договор в соответствии с реальными условиями не могут. Нужно либо менять условия договора, либо регистрировать его на более короткий срок (получается разночтение с условиями заключенного договора).
Арендодатель может оформить договор аренды без оплаты – безвозмездно.
Назначение помещения по договору аренды ограничено списком: услуга, офис, склад, общепит, производство, другие. Если законодателю нужно контролировать назначение аренды помещений и порядок налогообложения доходов от аренды, целесообразно список расширить, т.к. в зависимости от назначения помещения по договору аренды варьируются и минимальные ставки пользования помещением .
Появилось уточнение в части взаиморасчетов за коммунальные услуги между арендодателем и арендатором. Так, если арендатор оплачивает коммунальные услуги по арендованному помещению, ему нужно нажать на соответствующие кнопки коммунальных услуг. Однако до сих пор не понятно, речь идет о компенсации расходов арендодателя или об отдельно заключаемых договорах между поставщиками коммунальных услуг и арендатором.
Список аренды
В этом разделе пользователь сайта может просмотреть журнал регистрации договоров аренды: как входящих (для арендатора), так и исходящих (для арендодателя).
Договоры разделены по статусам: «в ожидании утверждения», «утвержденный», «отказано», «истекший».
В разделе утвержденных договоров выходит список, где значатся: «регистрационный номер договора аренды», «статус», «дата регистрации», «кадастровый номер недвижимости», «дата истечения срока аренды», «арендуемая площадь в кв. м».
У пользователя есть возможность скачать сертификат регистрации со всей зарегистрированной информацией, подтвержденный QR-кодом.
Очень удобно для пользователя, что в реестре сразу выделяются договоры, срок по которым истекает в ближайшее время (выделено цветом, указано сколько дней до истечения срока осталось).
Лизинг
Предприятие может зарегистрировать договор лизинга. Система предлагает выбрать объект недвижимости из раскрывающегося списка. При этом система позволяет выбрать объектом лизинга имущество, полученное по договору аренды. Это действие противоречит нормам ст. 587 ГК и п. 8 НСБУ №6.
При этом платформа дает разъяснение, что такое лизинг:
В разделе «Информация о лизингополучателе» нужно ввести ИНН контрагента, все остальные поля система заполнит автоматически. Далее лизингодателю нужно нажать на кнопку «Отправить».
Передача имущества в оперативное управление
В системе можно зарегистрировать отношения по оперативному управлению без права распоряжения.
Так же, как и с лизингом, система позволяет передать арендованное имущество в оперативное управление. Достаточно выбрать нужное из раскрывающегося списка. При этом, если часть помещения уже была передана в аренду, система позволит взять только свободную площадь.
Второй стороной отношений по оперативному управлению может выступить как юридическое, так и физическое лицо. Предприятию следует ввести ИНН или ПИНФЛ второй стороны, все оставшиеся поля заполнятся автоматически.
Следует отметить, что в системе пока не предусмотрены:
- разграничение для плательщиков и неплательщиков НДС, в связи с чем у пользователей остался вопрос: как же правильно нужно указывать стоимость аренды – с НДС или без НДС;
- возможность регистрировать дополнительные соглашения к основному договору аренды (лизинга).
- Если предприятие хранит ТМЗ на складе, договор аренды которого не зарегистрирован на Е-ijara, налоговый орган присваивает им статус недостачи – с сопутствующими доначислениями по налогу на прибыль, налогу с оборота и НДС .
- Хранящиеся на территории чужие активы (по незарегистрированным договорам аренды) могут быть расценены налоговыми органами как излишки – с соответствующими доначислениями по налогу на прибыль или налогу с оборота».
Вам могут быть полезны следующие публикации и рекомендации: