Как сервис «Узнайте своих контрагентов» вредит добропорядочным налогоплательщикам

preview

Среди компаний, имеющих высокий коэффициент разрыва, есть добропорядочные налогоплательщики, у которых коэффициент вырос не по их вине. Они подпадают под санкции, не совершив правонарушений. Проблему усугубляет отсутствие утвержденного регламента.

Ситуацию по просьбе buxgalter.uz прокомментировала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

– «С декабря 2021 года плательщики НДС имеют дело  с новым инструментом ГНК – коэффициентом налогового разрыва. Сначала появился «светофор» в счетах-фактурах, рядом с которым указывается числовое значение коэффициента разрыва. Чем он больше, тем темнее оттенки красного в «светофоре». Большие значения нежелательны для налогоплательщика и его контрагентов. Но в счете-фактуре вы можете видеть коэффициент разрыва только с конкретным партнером, подробнее об этом мы писали тут. А в интерактивной услуге «Узнай своих контрагентов» с 21 января в табличной форме представлена информация по всем вашим партнерам.

Бухгалтеры, которые уже пользовались им, отмечают, что по многим организациям коэффициенты разрыва в ЭСФ намного больше, чем в сервисе «Узнайте своих контрагентов». Как минимум, это указывает на недоработки сервисов. Также Кабмин до сих пор не утвердил регламент по коэффициенту разрыва в соответствии со ст. 76 НК.

Это, судя по всему, объясняется тем, что специалисты ГНК пока находятся в поиске оптимальных решений, возможно, совершенствуют формулы, высчитывающие коэффициент разрыва цепочки НДС, и т.п.

Однако, несмотря на это, к налогоплательщикам, уже сегодня применяются меры воздействия. В частности, ко мне обратилась компания. Она претендует на большой возврат налога, имеет минимальную выручку и коэффициент разрыва –1, т.е. самый высокий из возможных. На этом основании система автоматически отказала в возврате НДС.

Руководство компании возмущено: «Почему мы не можем подтвердить объем работ, который мы выполнили?! Почему покраска в цвета и какие-то коэффициенты должны мешать вести нормальную предпринимательскую деятельность?! Дайте, в конце концов, нормальные разъяснения!».

Но подробных разъяснений, которые бы способствовали пониманию, как это устроено и как работает, – пока нет.

Из того, что было сказано ранее, мы знаем, что:

  • коэффициент разрыва, приводимый в ЭСФ и в персональном кабинете налогоплательщика, нужен для информирования налогоплательщиков;
  • возврат НДС осуществляется в зависимости от размера коэффициента разрыва. Чем он больше, тем меньше сумма возврата.

Из практики понятно, что если ваши контрагенты имеют коэффициенты, отличные от нуля, то и у вас будет то же самое.

При этом абсолютно несправедливо, когда на репутацию налогоплательщика негативно влияют контрагенты, пользующиеся льготами по НДС или уплачивающие налог с оборота. Т.е. – это ситуации, когда обрыв цепочки происходит на законных основаниях, прописанных в Налоговом кодексе.

Среди компаний, имеющих высокий коэффициент разрыва, однозначно, есть добропорядочные налогоплательщики, у которых коэффициент вырос не по их вине.

Считаю, что система должна дифференцировать «хороших» от «плохих».

Отношения с добропорядочными налогоплательщиками, имеющими высокий коэффициент разрыва, не должны отражаться на репутации их контрагентов и влиять на суммы возврата НДС.

А подписание договора с «плохими контрагентами» пусть будет выбором хозяйствующего субъекта. Ведь не всегда можно отказаться от их товаров и услуг. Но, идя на сделку с такими партнерами, налогоплательщик будет понимать, что он сможет получить возврат НДС в зависимости от коэффициента разрыва своего партнера.

И – самое главное – как можно скорее должен быть обнародован и публично разъяснен регламент, способствующий четкому пониманию, как работает эта система».

Внимание

Вам могут пригодиться рекомендации:

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

НДС НДС НДС /ru/publish/doc/text178030_kak_servis_uznayte_svoih_kontragentov_vredit_dobroporyadochnym_nalogoplatelshchikam