Как облегчить предприятиям бремя статотчетности и улучшить ее качество

preview

В последние годы государство вкладывает немалые ресурсы в развитие электронного правительства, электронного документооборота, взаимоинтегрированных информационных систем для хранения и обработки данных. Все это помогает снизить издержки бизнеса на взаимодействие с госорганами и упростить многие вещи, не дублировать одни и те же документы и отчетные данные многократно в разные инстанции.

Статистика пока отстает в этом плане. Своей точкой зрения по данному вопросу с buxgalter.uz поделился финансовый консультант Анвар РУЗМАМАТОВ (ACCA DipIFR, CAP):

 

– Ситуация с отчетностью субъектов предпринимательства все еще не очень простая. Приходится одни и те же данные переносить из одного отчета в другой, потому что они запрашиваются в разных отчетах, предоставляемых в разные госорганы. А несовпадение сроков сдачи с реальными процессами на предприятии нередко приводит к нестыковкам и проблемам.

По итогам 2021 года в самой сложной ситуации оказались предприятия, перешедшие на МСФО. Им пришлось дополнительно вести учет по НСБУ, чтобы сдать статотчетность. И, если ничего не изменится, дальше им будет еще сложнее.

2021 год для таких предприятий был переходным, и многие для подстраховки продолжали вести учет по НСБУ. И это помогло им сдать статотчеты. Но дальше так продолжаться не может, иначе получится не переход на МСФО, а раздвоение учета.

Обязательно найдутся те, кто возразит: Госкомстат не готов отказаться от НСБУ, все предприятия должны представлять данные, рассчитанные по единым правилам. В противном случае усложнится процесс обобщения данных. И сейчас «статистике» проще оставаться на НСБУ, потому что все формы готовы.

Я с этим мнением согласен. Но это не означает, что ничего не нужно менять в этом вопросе.

Решение проблемы требует межведомственного подхода. И все отчеты, которые предприятие сдает государству, нужно рассматривать как единое целое.

 

Как решить проблему

Если субъект предпринимательства предоставил госоргану данные по тому или иному критерию, больше ни один другой госорган не имеет права требовать предоставить эту информацию. Это – разумный принцип, именно к этому по логике вещей должна привести интеграция информационных систем госорганов.

Госорганы могут обмениваться этой информацией между собой, ведь сейчас все данные предоставляются в электронном формате. Это упростит жизнь не только перешедшим на МСФО хозсубъектам, но и всем остальным.

Помните, еще во времена бумажной отчетности финотчетность нужно было сдавать и в органы статистики, и в налоговые органы. Потом статистика отменила эту форму отчетности, теперь они получают эти данные из налоговой. Почему эта работа остановилась? Из статотчетов можно спокойно выбросить все данные, которые уже есть в других госорганах.

К примеру, статотчетность по труду... Большую часть информации можно получить из других отчетов. В частности – по НДФЛ и социальному налогу, где есть ПИНФЛ всех сотрудников, информация о начисленных доходов в виде оплаты труда, имущественных доходах, доходах в виде материальной выгоды, прочих доходах каждого физлица. Там даже указывается должность сотрудников, дата создания рабочего места, форма контракта (основной, совместитель, ГПХ), рабочее время, рабочее место. Строительные организации сдают справку о расчете заработной платы за выполненные строительные работы, где еще больше информация по труду. Кроме того, все кадровые документы ведутся на сайте my.mehnat.uz, там тоже очень много информации.

Данные по реализации и ценам органы статистики могут получить из налоговой отчетности, ЭСФ и ГТД. Налогоплательщики оформляют электронные ГТД и счета-фактуры, указывая все данные о товаре.В отчетности по НДС представлены объемы закупок, реализации, экспорта, импорта и другая информация. В отчетности по налогу на прибыль есть детализация по расходам и доходам. По экологии предприятия сдают подробный отчет в Госкомэкологии. По гостиничному делу – заполняют подробную анкету на сайте Министерства туризма и охраны культурного наследия. И подобные примеры можно продолжить.

Если Госкомстат оставит в своих отчетах только ту информацию, которой нет в других госорганах, это значительно снизит издержки бизнеса на подготовку отчетности.

А на межведомственном уровне нужно пересмотреть все показатели – насколько они важны? Может, от чего-то можно отказаться за ненадобностью? Унифицировать методику подсчета.

 

Отдельный вопрос – сроки

Несбалансированность по срокам приводит к проблемам. Сегодня бухгалтер заполняет статотчет «на глазок», чтобы сдать его без опоздания, а потом уже – по возможности – подгоняет под эти цифры все остальное.

Как можно сдавать отчеты по труду до 6 числа месяца, если в крупных организациях расчет зарплаты порой длится до 10–15 числа? Как можно сдавать до 5 числа отчет о деятельности организации, если даже зарплата не готова? До 6 числа отчет об инвестиционной деятельности – когда строительные организации могут отправить счет-фактуру до 10 числа?

Нужно выровнять сроки сдачи статотчетности, ориентируясь на нормы законодательства и специфику предпринимательской деятельности. Это существенно улучшит качество отчетности и облегчит и без этого не слишком простую жизнь бухгалтера.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

Отчетность в прочие структуры Отчетность в прочие структуры Отчетность в прочие структуры /ru/publish/doc/text182777_kak_oblegchit_predpriyatiyam_bremya_statotchetnosti_i_uluchshit_ee_kachestvo