Полезное для бухгалтера в декабре:
Сколько инвентаризаций вы можете провести и сколько – обязаны
Согласно НСБУ №19 количество инвентаризаций в финансовом году определяет руководитель организации. Но есть ситуации, когда от его решения этот вопрос не зависит.
В каких ситуациях и с какой периодичностью хозсубъект обязан проводить инвентаризацию своих активов и обязательств, а также – кто и на каком основании может ее инициировать извне, по просьбе buxgalter.uz разъяснила директор ООО «TRI-S-AUDIT» Светлана ГОЛОСОВА:
– Согласно НСБУ №19 количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень инвентаризируемых активов и обязательств устанавливает руководитель хозяйствующего субъекта. Из этого правила есть и исключения:
Основания для проведения инвентаризации в обязательном порядке |
Периодичность |
При передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании госпредприятия (разгосударствление) |
В момент совершения сделки |
Перед составлением годовой финансовой отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года |
Согласно НСБУ №4 инвентаризация ТМЗ производится не реже одного раза в год. Согласно НСБУ №5 инвентаризация ОС производится не реже одного раза в 2 года, а библиотечных фондов – один раз в 5 лет |
Инвентаризация денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности |
Один раз в месяц |
Инвентаризация ГСМ, продуктов питания |
Ежеквартально |
Инвентаризация драгоценных металлов |
В соответствии с отраслевыми инструкциями |
В отдельных местностях и на предприятиях с сезонным характером работ |
В период наименьших остатков производственных запасов |
При переоценке ОС и ТМЦ |
В момент переоценки |
При смене материально ответственных лиц |
На день приемки-передачи дел |
Если установлены факты хищений, злоупотреблений, порчи ценностей |
При обнаружении |
В случае стихийных бедствий, пожара, аварий, других чрезвычайных ситуаций |
По факту случившегося |
При ликвидации (реорганизации) хозяйствующего субъекта перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством |
На момент процедуры |
Если установлена коллективная материальная ответственность |
При смене руководителя коллектива, при выбытии из коллектива более 50% членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива |
Проводить инвентаризацию реже установленных случаев – нельзя, чаще – можно, никаких ограничений нет.
Когда инвентаризация проводится по инициативе аудитора
Аудиторские организации при проверке в первую очередь обращают внимание на то, соблюдает ли предприятие требования НСБУ №19. В любом случае аудиторы либо организуют проведение инвентаризации в их присутствии, либо сами выборочно проведут ее, либо – если руководство препятствует проведению инвентаризации – имеют право модифицировать заключение.
Если организация заключает договор с аудиторами заранее, например, – летом, аудиторская организация сама будет заинтересована участвовать в инвентаризации. Потому что ей предстоит подтвердить, что инвентаризация – реальная и активы, указанные в документации, существуют и соответствуют действительности.
Если же договор на аудит заключается уже после того, как все инвентаризации по итогам минувшего года проведены, аудиторская организация может выборочно провести инвентаризацию, чтобы подтвердить данные последней инвентаризации, которую хозсубъект провел самостоятельно. Но полностью игнорировать ту инвентаризацию аудитор не может. Как правило, аудиторская организация инициирует проведение инвентаризации там, где хозсубъект явно допустил какие-либо ошибки.
Аудиторская организация, проводящая аудит по МСА, должна максимально убедиться в наличии и обеспечении сохранности активов. А это можно сделать, только участвуя в инвентаризации.
Я не могу привести в пример ни одну инвентаризацию с участием аудиторов, по итогам которой бы вышло, что на предприятии все хорошо. Недочеты находятся всегда. К примеру, бывают случаи, когда в договоре поставки указывается одно наименование актива, в учете он называется по-другому, а специалисты предприятия именуют его по-третьему. Иногда актив числится на складе, а фактически находится либо в эксплуатации, либо в пользовании другого лица. И, не проводя инвентаризацию, такие случаи не установишь. Нередко результатом инвентаризации становится переоценка.
С 1 января 2022 года непроведение инвентаризации активов и обязательств влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере 3–7 БРВ. За повторное правонарушение в течение года после применения административного взыскания, – 7–10 БРВ .
Формальное проведение инвентаризации чревато не только доначислениями и пересдачей отчетности вследствие проверки, но и административной, а иногда и уголовной ответственностью должностных лиц хозсуъекта, если будут обнаружены правонарушения.