Как будут выявлять p2p расчеты между покупателями и продавцами

preview

С 1 мая 2023 года платежные организации при осуществлении денежных переводов между физическими лицами будут выставлять ЭСФ за свои услуги. В том числе, – если комиссия составляет 0 сум. . Нововведение вызывает массу вопросов, на которые пока нет ответа ни в законодательстве, ни в разъяснениях регулятора.

С какими важными моментами нужно определиться до вступления нормы в силу, рассказала налоговый консультант Гульнора ЭРГАШЕВА:

 

1. Не все p2p у предпринимателей – это нарушение

– Речь идет о  платежах p2p – денежных переводах между физическими лицами, заменяющими оборот наличности в бытовых ситуациях. К примеру, вы одолжили другу какую-то сумму, переведя ее на карту, он вам вернул ее таким же способом, либо вы перечислили с карты на карту деньги члену семьи и т.п. Такое движение денег не облагается налогами, для этого и предназначен сервис p2p.

Но этим сервисом сегодня активно пользуются и субъекты предпринимательства при расчетах за услуги и товары. Это – незаконно. Сервис p2p не предназначен для расчетов между продавцами и покупателями. Скорее всего, Налоговый комитет инициировал упомянутое нововведение, чтобы вычислить подобные нарушения. Но ведь и у предпринимателя среди прочих платежей p2p  могут быть вполне законные.

Кто и как будет определять в общей массе p2p , где злоупотребление, а где – нет?

 

2. Кто должен выставлять ЭСФ

В этом вопросе тоже нет окончательной ясности.

В п. 7 №УП-21 сказано, что ЭСФ выставляют «организации, оказывающие платежные услуги». В соответствии со ст. 15 Закона «О платежах и платежных системах» платежные услуги оказывают:

  • Центральный банк;
  • банки;
  • платежные организации, за исключением услуг по приему наличных денежных средств для зачисления на банковские счета, выпуску электронных денег и банковских карт;
  • платежные агенты и платежные субагенты – в рамках видов платежных услуг, разрешенных для банков и платежных организаций.

Исходя из нормы №УП-21 все перечисленные организации должны пройти интеграцию с информационными системами налоговых органов. Иначе им грозит штраф по ст. 227-1 НК в размере чистой выручки за последний квартал, в котором имела место реализация. Но зачем это нужно с технической стороны? Счет-фактуру должна оформлять только одна из указанных структур. Но – кто из них конкретно?

Как видим, в платеже p2p задействованы сразу несколько организаций. Платежные и платежные агенты не снимают ни тело платежа, ни комиссию. Банк снимает сам с карты физического лица всю сумму, но он обязан исполнять требования ЗРУ №530-II в части банковской тайны, в котором пока нет никаких исключений для p2p.

Обратите внимание: ведь не случайно в №ПП-5252 от 04.10.2021 г., в соответствии с которым платежным приложениям и маркетплейсам вменено обязательство формировать фискальные чеки при расчетах за товары и услуги, была сделана оговорка «за исключением «p2p».

При расчетах, точнее – при распределении комиссии за проведенные платежи p2p – все организации, задействованные в организации услуг (а это – платежное приложение, платежная система и банк), не рассматривают каждый платеж в отдельности. В соответствии с ПКМ №489 от 14.08.2020 г. платежные организации оформляют счет-фактуру об оказании таких услуг банкам, а те в свою очередь формируют сводный односторонний ЭСФ в конце месяца.

 

Как быть?

Это – пока только два вопроса, которые лежат на поверхности и остаются без объяснений уполномоченных органов. И, судя по всему, ответов на них пока нет.

Платежные организации в поисках ответа уже обращаются к экспертам, в том числе – налоговым консультантам, поскольку, если именно им придется формировать ЭСФ по каждой p2p транзакции, нужно опять ломать устоявшийся порядок и перенастраивать информационные системы. А для этого нужны четкие правила, которые бы прояснили, как все должно быть устроено, что и как должно работать. Вариантов – много, какой из них хочет внедрить регулятор?

Не хотелось бы, чтобы эти и другие вопросы получали свое решение в мае и в последующие месяцы после того, как нововведение начнет применяться на практике. И поскольку времени осталось совсем немного, ответственным за выполнение данного поручения нужно работать оперативнее, публично обсуждать принимаемые решения и согласовывать действия с ЦБ, чтобы не нарушить существующие нормы и принципы банковской деятельности.

Во-первых, нужно разработать и утвердить регламент, в котором четко расписать, как будет работать этот механизм и кто за что будет отвечать при этом.

Во-вторых, нужно внести изменения в законодательство, в частности – в Налоговый кодекс, законы «О платежах и платежных системах» и «О банковской тайне».

В-третьих, нужно утвердить Положение об оформлении счетов-фактур на переводы p2p.

В-четвертых, – разработать и апробировать программное обеспечение до его внедрения в практику.

Только так мы сможем предотвратить ситуацию, когда результат по большей части напоминает выстрел из пушки по воробьям, а страдают из-за неудобств добропорядочные налогоплательщики.

Может быть, есть смысл отсрочить нововведения, чтобы тщательнее проработать детали? А пока у налоговиков и правоохранителей есть вполне законные, хотя и более трудоемкие способы борьбы с незаконным использованием p2p, в частности – выездные налоговые проверки с проведением контрольного закупа.

Подготовил Олег ГАЕВОЙ

 

Налоговый контроль Налоговый контроль Налоговый контроль /ru/publish/doc/text188723_kak_budut_vyyavlyat_p2p_raschety_mejdu_pokupatelyami_i_prodavcami