Полезное для бухгалтера в декабре:
Если возникают проблемы с фискальными чеками платежных систем (часть 3)
Предлагаем вашему вниманию завершающую подборку ответов на самые горячие вопросы, полученные в рамках вебинара «Фискальные чеки при расчетах с покупателем посредствам маркетплейса или мобильного платежного приложения». Спикеры – руководители отделов НИЦ «Yangi texnologiyalar» при Налоговом комитете Элнор ФОЗИЛОВ и Нодир МУХАММАДОВ:
См. подборка ответов (часть 1).
См. подборка ответов (часть 2).
– В отчете по НДС за апрель не полностью отразилась выручка от продаж, оплаченных клиентами при помощи электронных платежных систем по схеме дистанционные платежи. Как теперь отразить эту сумму в отчете по налогу?
– Все виды кассовой онлайн-техники – онлайн-ККМ, виртуальные кассы, маркетплейсы, электронные платежные системы (ЭПС) так устроены, что не могут проводить фискальные данные задним числом. Они отражают их только в реальном времени.
Ваша ситуация – это, скорее всего, издержки периода внедрения, когда активно продолжается настройка систем, совершенствуются технологии и ПО.
Рекомендуем в течение налогового периода следить за ходом отражения продаж в налоговых отчетах. И, если возникнут нестыковки с фактическими данными, – немедленно обращаться в службу поддержки ЭПС. Это позволит:
- оперативно выявить и устранить причины некорректной работы платежной системы;
- устранить недочеты в налоговых отчетах, возникшие в результате некорректной работы платежной системы.
Что можно предпринять, чтобы в отчете была отражена «потерянная» сумма? Обратитесь за помощью в платежную систему. Она должна сформировать вам на эту сумму фискальный чек. Важно, чтобы он был сформирован до 1 числа месяца, следующего за отчетным. Если этот срок будет пропущен, данную сумму можно будет отразить только в следующем отчетном периоде.
Как выход из ситуации, до 5 числа месяца, следующего за отчетным, в котором не полностью отражена сумма, можно выставить на эту сумму односторонний ЭСФ на оказание услуг физическому лицу. После этой даты такая возможность также будет упущена. И у вас вообще не останется шансов полностью отразить выручку в отчетности за отчетный период.
Самый правильный вариант – это не допускать таких ситуаций, следить за правильной работой всех информационных систем и не откладывать в долгий ящик решение проблем.
– Покупатель заказал товар через маркетплейс и оплатил его там же. Каким чеком онлайн-ККТ должен быть подтвержден этот платеж, если приобретаемый товар покупателю доставят в течение суток?
– Система оператора фискальных данных настроена так:
1) если клиент маркетплейса при дистанционной оплате получает товар в течение 24 часов с момента оформления заказа и оплаты, маркетплейс сразу формирует только фискальный чек с типом платежа «Продажа» в момент передачи товара покупателю в руки;
2) одновременно эта выручка отражается в отчете маркетплейса или продавца товара – в зависимости от условий договора между ними и настроек информационных систем.
Такой фискальный чек предоставляется покупателю в электронной форме. Он может быть:
- доставлен в персональный кабинет покупателя на маркетплейсе;
- отправлен на электронную почту или сообщением на телефонный номер. Это может быть и ссылка на электронный чек.
Т.е. чека авансового платежа система в этом случае не формирует.
Если же товар доставляется в течение срока, превышающего 24 часа, в обязательном порядке должен быть оформлен чек авансового платежа.
– В последнее время маркетплейсы активно предлагают приобрести товары в рассрочку. Каков порядок оформления таких платежей чеками онлайн-ККТ?
– В момент передачи товара формируется и выдается покупателю чек с типом платежа «Продажа» на всю сумму договора с указанием реализуемого товара. Сумма по этому чеку в день его формирования отразится в налоговом отчете продавца. Все платежи в счет погашения рассрочки оформляются чеками с типом платежа «Рассрочка «Кредит»», где указывается сумма платежа. Данные по таким чекам в налоговых отчетах не отражаются, они не содержат QR-кода.
Очевидно, что существующая система чеков авансовых платежей и рассрочки несовершенна и вызывает ряд обоснованных претензий как со стороны предпринимателей, так и их клиентов. В настоящее время ведутся работы по совершенствованию их системы. В чеках «Аванс» и «Рассрочка» должны появиться QR-код и новые реквизиты, которые позволят детализировать информацию, сделать ее более понятной и простой для восприятия. Кроме того, чеки «Продажа» и «Аванс» или «Рассрочка», выданные при расчетах по одному договору, будут технически взаимосвязаны. Это позволит вести их строгий учет.
Новая система должна снять все вопросы, которые до сегодняшнего дня поступали в Налоговый комитет и оператору фискальных данных от пользователей онлайн-ККТ. Планируется, что в первую очередь новую систему после ее полной готовности внедрят маркетплейсы и электронные платежные системы, а потом она станет обязательной для онлайн-ККМ и виртуальных касс.
– Если покупатель оплатил через ЭПС, в налоговом отчете эта сумма всегда будет отражаться в строке для маркетплейсов?
– Нет, не всегда. При правильных настройках и исправной работе системы, если вам оплатили по схеме «оплата на местах», суммы автоматически отражаются:
- в строке 0102 «Доходы от онлайн контрольно-кассовых машин» прил. №1 к Расчету по налогу с оборота;
- в строке 0102 «Реализация товаров (услуг) через онлайн-ККМ» прил. №1 к Расчету по НДС.
Если оплата была произведена по схеме «дистанционная оплата», суммы автоматически отражаются:
- в строке 0104 «Доходы от marketplace» прил. №1 к Расчету по налогу с оборота;
- в строке 0104 «Реализация товаров (услуг) через marketplace» прил. №1 к Расчету по НДС.
При этом данные суммы всегда отражаются в налоговом отчете той организации, от имени которой продается товар (комитента) в полном объеме.
Если товар реализуется по договорам комиссии, налоговая база комиссионера (и субкомиссионера) формируется из их комиссионных вознаграждений, оформленных ЭСФ.
– В каких случаях электронную платежную систему нужно регистрировать в персональном кабинете на my.soliq.uz в качестве комиссионера?
– Во всех случаях, когда услуги товары продавца (за исключением редких случаев, когда продавец – сама электронная платежная система) проплачиваются при помощи сервиса самой ЭПС. Иначе вся сумма автоматически будет отражаться в расчете по налогу у электронной платежной системы, что неправильно.
Более подробную информацию о необходимых настройках вы найдете в рекомендации:
Также очень рекомендуем посмотреть запись вебинара «Фискальные чеки при расчетах с населением с использованием электронных платежных систем и маркетплейсов».
Подготовил Олег ГАЕВОЙ