Полезное для бухгалтера в декабре:
Налогоплательщиков во время камералки не беспокоить: что ожидать от запрета
Налоговикам запретили в рамках камеральной проверки доступ на территорию налогоплательщика, осмотр территории и помещений, истребование документов у налогоплательщика и его вызов, выемку документов и предметов налогоплательщика .
Значит ли это, что налогоплательщики могут расслабиться? Что теперь нужно учесть, если вам назначена камеральная налоговая проверка?
Расслабиться не получится ни налогоплательщикам, ни налоговикам, – считает директор аудиторской компании TRI-S-AUDIT Светлана ГОЛОСОВА, объяснив почему:
Когда налогоплательщику есть что пояснить
– Соглашусь с тем, что эти мероприятия не свойственны камеральному контролю, а больше относятся к налоговому аудиту. Однако, когда налоговики осматривали территорию и помещения, истребовали документы у налогоплательщика, вызывали его в налоговую для уточнения обстоятельств, осуществляли выемку документов и предметов, из разговора с ними можно было понять, что им не нравится.
Теперь в рамках камерального контроля налоговики будут вынуждены обходиться тем материалом, который поступает им о деятельности предприятия из различных источников, в том числе из систем ЭСФ, чеков онлайн-ККТ, налоговой отчетности. И, по сути, у них не будет возможности спросить налогоплательщика, а почему у вас все получилось так, а не иначе, ознакомиться с дополнительными материалами, которые помогли бы понять, почему сложилась такая ситуация.
❖
О том, как действовать, если вам назначили повторную проверку, можете узнать в новой статье.
Можно предположить, что на практике сами налогоплательщики, понимающие, что к ним могут быть вопросы, будут стучаться в налоговую, чтобы пояснить ситуацию. Налогоплательщику важно, чтобы принимаемое по результатам камеральной проверки решение было объективным и потом не пришлось тратить время на оспаривание результатов. Только бы у налоговиков было достаточно возможностей и желания, чтобы приложить поясняющие документы к материалам проверки.
Озвученные инициативы еще необходимо внедрить в нормативно-правовые акты. И на мой взгляд, нельзя категорично закрывать возможность для общения налоговика и налогоплательщика в рамках камеральной проверки, когда одной стороне нужны пояснения того, что написано в документах, а у другой – есть что сказать в качестве пояснения.
Категоричных запретов быть не должно
Обратите внимание: налоговикам запретили доступ на территорию налогоплательщика, осмотр территории и помещений, истребование документов у налогоплательщика и его вызов, выемку документов и предметов налогоплательщика не во всех видах камеральных налоговых проверок. Если это проверка в рамках рассмотрения вопроса о возмещении НДС – все эти процедуры остаются разрешенными. Несложно догадаться почему, ведь речь идет о деньгах, которые государство должно выплатить налогоплательщику из бюджета.
Сам факт принятия такой оговорки говорит о том, что авторы инициативы допускают, что машинный анализ в рамках камеральной проверки неидеален. Эта норма принимается в отношении НДС, хотя по этому налогу все максимально автоматизировано. Практически вся необходимая информация приходит по информационным системам ЭСФ, онлайн-ККМ электронной налоговой отчетности и другим.
А что говорить о других налогах, где степень автоматизации ниже, а исчисление сложнее… Например, налог на прибыль. Его расходную часть проверяющему непросто посчитать даже при выходе на место. При этом есть масса других сложностей.
Проблем добавит и трансфертное ценообразование. Здесь не то чтобы автоматизация слабая, а из-за новизны самого понятия еще не все до конца разобрались в механизмах и принципах его применения на практике.
Также, полагаю, не совсем упорядочено в налоговых органах взаимодействие отделов и у предприятия может одновременно идти несколько камеральных проверок, что усложняет его работу.
Исходя из всего вышесказанного надеяться, что качество результатов налоговых проверок будет выше, не приходится. Как бы не получить обратный эффект.
Всё как и раньше, но только позже
Раньше налогоплательщику приходилось предоставлять документы по запросу налоговиков в ходе камеральной проверки. Сейчас ему тоже придется это делать. Только теперь ему нужно будет собирать эти документы и складывать в стопочку – ждать, когда наступит час пустить в ход эту информацию. А он настанет, только несколько позже, после камеральной проверки. Очевидно, такая необходимость возникнет, когда налогоплательщик будет письменно выражать несогласие с выводами налоговиков по результатам камеральной проверки. Ведь здесь важно подтвердить каждое слово документально.
Осмотры территорий и помещений тоже неизбежны. Только теперь они будут не в рамках камеральной проверки, а в рамках выездной налоговой проверки, которая будет назначена налоговиками по результатам попытки налогоплательщика оспорить результаты камералки.
В общем поводов расслабляться мало. Напротив, предусмотрительный бухгалтер будет самостоятельно анализировать слабые места и по моментам, где у налоговиков могут возникнуть вопросы, готовиться к тому, чтобы доказать свою правоту.
❖
Как реагировать на уведомление о проверке, если в обосновании очевидна ошибка, читайте подробнее в отдельной статье.
Резюме
В целом принятое решение о запрете этих процессуальных действий при камералке способствует тому, чтобы камеральная налоговая проверка в большей степени соответствовала тому, как ее обсуждали на момент введения понятия в налоговое законодательство. То есть это машинная проверка с минимизацией человеческого фактора. Право налоговиков на доступ на территорию налогоплательщика, осмотр территории и помещений, истребование документов у налогоплательщика появилось гораздо позже, когда создавали нормативно-правовую базу для этих проверок.
Вместе с тем, чтобы принятые инициативы действительно способствовали достижению главной цели – меньше беспокоить предпринимателя, надо совершенствовать систему налогового администрирования. В развитых странах камеральный анализ позволяет не беспокоить предприятия многие годы. Несовершенство нашего камерального контроля пока не дает такой возможности. Хотя стремиться к этому должны, поскольку камеральный контроль освобождает предприятия от постоянных отвлечений от работы и поможет сократить административный ресурс в налоговых органах.
Налоговое администрирование и камеральная проверка должны стать проще и понятнее, в большей степени автоматизированными. В этом направлении предстоит еще много работать.
Подготовил Олег ГАЕВОЙ