Полезное для бухгалтера в ноябре:
Как подружиться с «ДаврОном» и получать от него поддержку
Налоговый комитет предложил налогоплательщикам воспользоваться консультациями виртуального помощника «DavrOn».
Buxgalter.uz протестировал ИИ-консультанта и с помощью внутренних и внешних экспертов определил ценность его ответов. Главное – мы поняли, как именно действовать, чтобы получить более-менее годный ответ. Подробности – в обзоре:
Внимание
Чтобы не пропустить важные новости, подпишитесь на наш Телеграм-канал.
Виртуальный ассистент «DavrOn» будет оказывать справочную поддержку налогоплательщикам в режиме 24/7. Он создан на базе искусственного интеллекта, его задача – предоставлять налогоплательщикам ответы на вопросы и персонализированные рекомендации по вопросам налогов и налогообложения.
Налоговики, безусловно, молодцы. Но не надо ожидать слишком много от ИИ на этом этапе. Как и все gpt-аналоги, «DavrOn» немного привирает. И уж конечно, даже давая правильные краткие ответы, он не заменит официальные запросы в налоговое ведомство и полноценный налоговый консалтинг.
По сообщениям Налогового комитета обучение ИИ-помощника заняло 3 месяца. И оно непрерывно продолжается. Значит, его ответы станут качественнее со временем. Для него создана база знаний, включающая в себя Налоговый кодекс, постановления президента и Кабинета министров, разъяснения и приказы, нормативные и инструктивные документы, а также ответы на часто задаваемые вопросы в колл-центр налоговой службы по онлайн-ККТ и ЭСФ, электронно-цифровой подписи, электронным отчетам и т.п.
Гульнора ЭРГАШЕВА, налоговый консультант:
– Вчера ко мне на консультацию собирались представители одной компании, потом перезвонили и сказали, что не придут. Они увидели объявление Налогового комитета и получили ответ на интересующий их вопрос у «DavrOn». Их вопросы были несложными, чтобы найти ответы на них, достаточно было открыть Налоговый кодекс.
Однако не стоит воспринимать «DavrOn» как панацею, которая с первого раза поможет решить все ваши проблемы. Во многих ситуациях бухгалтеру, к сожалению, не обойтись без консультаций живых специалистов. Их поддержка понадобится во всех вопросах, где есть пробелы, неточности и спорные моменты в законодательстве.
Искусственный интеллект в налоговом консультировании – явление не новое. К примеру, года два назад на рынок вышел похожий нидерландский продукт beps.academy. В нем, кстати, среди налоговых кодексов разных стран есть и НК Узбекистана. При этом важно понимать, что продукты, созданные на базе ИИ, – это искусственный продукт. И каким бы он идеальным не был, у него будут проблемы, продиктованные условиями, в которых он создавался. В частности, проблемой нидерландского проекта является его оторванность от реальной жизни, у него, в основном, – цитаты из различных НПА.
Правильный ответ:
Неправильный ответ:
Опытному бухгалтеру данный инструмент будет мало чем интересен, потому что эту категорию интересует решение точечных проблем. Их больше устроит тот режим работы Телеграм-канала «Тадбиркор ва соликчи», каким он был до недавнего времени. В него можно было писать свои проблемы, и в ответ на связь с вами выходили ответственные сотрудники Налогового комитета и помогали решить вашу проблему.
«DavrOn» – не замена этому функционалу, потому что мы сегодня живем в эпоху интенсивного развития налогового администрирования, когда каждый день что-то меняется, что-то совершенствуется. Он – искусственный интеллект – ответит вам только то, что в него заложили. Эта программа ориентирована на простые массовые вопросы.
Аудитория «DavrOn» – это начинающие субъекты предпринимательства, которые пока не очень разбираются в тонкостях налогообложения и налогового администрирования. Он хорошо ориентируется в нормативно-правовых актах и легко отвечает на вопросы, решения которых в них четко прописаны.
Со временем «DavrOn» может стать более полезным и практичным, чем сейчас. Возьмем к примеру другой запрос.
Разработчикам «DavrOn» вполне под силу сделать так, чтобы предоставляемый ответ на этот вопрос был более подробный и полезный. Сейчас, когда «DavrOn» не знает, как ответить, он отправляет пользователя на консультацию к налоговикам, производителям и в прочие инстанции. Но ведь на вопросы такого плана налоговикам под силу написать пошаговую инструкцию, вплоть до того, на какой сайт нужно зайти и какую кнопочку нажать.
Если развитие ИИ-консультанта пойдет по этому пути, то с облегчением вздохнут и налогоплательщики, и налоговики. У одних всегда под рукой будут готовые четкие инструкции, доступные в любое время суток, а вторым не нужно будет тратить время на разъяснение одного и того же вопроса по нескольку раз на дню.
Не стоит ждать от «DavrOn» решений в ситуации, когда вопрос пока вовсе их не имеет и требует принятия соответствующих НПА уполномоченными госорганами. Пример одного из таких диалогов:
Было бы очень хорошо, если бы разработчики «DavrOn» мониторили такие вопросы, обобщали их и передавали в Налоговый комитет, а специалисты комитета, в свою очередь, – оперативно разрабатывали и внедряли решение.
Иродахон АББОСХОНОВА, налоговый консультант:
– Очень важно, как вы задаете «ДаврОну» свои вопросы. Они должны быть очень четкими и лаконичными. К примеру, налогоплательщик спрашивает, как рассчитать и уплатить налог на землю, но при этом не уточняет, кому нужно провести эту операцию – физическому или юридическому лицу.
Иногда DavrOn сначала отвечает неправильно, но после ваших уточняющих дополнительных вопросов – исправляется, и вы получаете весьма квалифицированный ответ. Поэтому не стесняйтесь уточнять и переспрашивать. Вот пример такого диалога:
При работе с «DavrOn» нужно быть готовым к тому, что нормальному общению могут препятствовать технические проблемы. Если ИИ, на базе которого работает бот, принадлежит иностранной компании, он может подвисать в периоды обновлений у них.
Я полагаю, что у Налогового комитета нет собственного ИИ, думаю, он работает на базе GPT, поэтому с пониманием отношусь к ситуации. Главное, чтобы на базе поступающих вопросов ИИ не пошел дальше и не выдал комитету «пароли и явки» по недобросовестным налогоплательщикам исходя из того, о чем люди у него спрашивают.
Вместо заключения от buxgalter.uz:
Как думаете, уважаемые читатели, является ли ответ «DavrOn» официальной позицией Налогового комитета по какому-либо вопросу? Мы полагаем, что – нет. А в этом случае какой правовой статус будет у этого ответа?
Хорошо бы прописать в законодательстве, кто будет нести ответственность, если бухгалтер что-то сделает на основе ответа «DavrOn», а потом при проверке выяснится, что это – неправильно? Какую оценку действиям налогоплательщика на основе рекомендаций «DavrOn» должен дать суд либо другая инстанция, уполномоченная рассматривать споры?
Будем ждать ответ от Налогового комитета или… спросим у «DavrOn»? Вот что он сам думает по этому поводу:
Подготовил Олег ГАЕВОЙ