Мнение редакции: о чем предупредил заведения общепита Комитет по конкуренции?

preview

Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей опубликовал предупреждение для предприятий общепита. Многие восприняли это сообщение как запрет на взимание процентов за обслуживание.

Мы думаем, из текста вовсе не следует, что такая плата запрещена. Вот аргументы:

Чтобы не пропустить важные новости, подпишитесь на наш Телеграм-канал.

 

Что именно разъяснил комитет

Речь в сообщении идет о недопустимости навязывания дополнительных услуг, в том числе – при отсутствии выбора. Разъяснение ведомства опирается на Закон «О защите прав потребителей» и правила, регулирующие работу предприятий общественного питания. Основные требования следующие:

  • потребитель имеет право на полную и заблаговременную информацию о ценах, условиях обслуживания и размере платы за работу официанта;
  • нельзя принуждать клиента покупать дополнительные услуги – это означает, что сервисный сбор может взиматься, только если потребитель заранее информирован о его размере и условиях;
  • если формат заведения предполагает самообслуживание, но клиенту навязывают обязательную оплату услуг официанта, это рассматривается как нарушение;
  • запрещено брать плату за фактически не оказанные услуги.

Иными словами, из поста Комитета по конкуренции не вытекает, что сервисный сбор незаконен. Ведомство предупреждает о необходимости исключить из практики ситуации, когда клиент ставится перед фактом уже после подачи счета, либо – не использовал услугу, но вынужден ее оплатить.

Когда проценты за обслуживание можно взимать законно

Закон допускает оплату дополнительных услуг, если соблюдены два условия:

  1. Услуга реально оказывается (например, официант обслуживает стол, принимает заказ, сервирует блюда);
  2. Потребителю заранее сообщено, что обслуживание – платное, и указана точная ставка.

Если эти правила соблюдены, ресторан имеет право включать плату за обслуживание в счет.

Когда это запрещено:

  • в заведениях, где по классификации предусмотрено самообслуживание, но клиенту навязывают платные услуги официанта;
  • если процент за обслуживание скрыт, не указан в меню, на стойке или в публичной оферте;
  • если потребитель узнает о сервисном сборе только при оплате счета.

Что это значит для бизнеса

Заведения общепита должны:

  • указывать стоимость блюд, порядок обслуживания и размер сервисного сбора так, чтобы клиент ознакомился с ними до момента покупки;
  • четко определять формат работы – ресторан, кафе, столовая, буфет;
  • обеспечить возможность выбора: самообслуживание или обслуживание официантом, если по типу заведения оба варианта допустимы.

Что это значит для посетителей

Если гостей не предупредили о плате за обслуживание заранее, такая плата считается неправомерной.

Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей напоминает: при нарушении прав можно обратиться на короткий номер 1159.

 

 

Новости для бухгалтера в Узбекистане - Изменения в бухучете и налогообложении: Новости налогов налоговые новости узбекистана, учет и налогообложение, новости Ташкента, налоговые изменения, учет и налогообложение, новости о НК, бухучет, налоговая система Налоговые новости Узбекистана – это актуальные события в сфере учета и налогообложения. Хотите быть в курсе налоговых изменений в Узбекистане? Здесь вы найдете свежие новости о НК, бухучете и налоговой системе. Ознакомьтесь с последними обновлениями на buxgalter.uz! /ru/publish/doc/text211989_mnenie_redakcii_o_chem_predupredil_zavedeniya_obshchepita_komitet_po_konkurencii